тосненский район :



Записки книжного собирателя. О Сергее Есенине

3 октября 1895 года, 130 лет назад, родился Сергей Есенин. Современному молодому человеку сложно представить, что еще в 1960-е годы о творчестве поэта старались не упоминать. Есенин не был нужен пропаганде, его творчество не воспитывало молодежь в духе ленинизма, к тому же он вел “неприличный” образ жизни, был женат на американской танцовщице Айседоре Дункан…

 

Мой старший брат не изучал в школе творчество Есенина, однако помнится, что незадолго до выпускного вечера он принес домой аккуратный томик стихов поэта, а затем читал его вечерами. Василий служил для меня примером, а потому в его отсутствие я тоже проявил интерес к этому сборнику – “Словесных рек кипение и шорох”.

 

Стихи понравились, ложились на душу:

 

                                             Над окошком месяц. Под окошком ветер.

                                             Облетевший тополь серебрист и светел.

                                             Дальний плач тальянки, голос одинокий –

                                             И такой родимый, и такой далекий…

 

Почему тополь “серебрист”? В наших краях, в Архангельской области, где я жил в то время, иные тополя… Это потом, много лет спустя, побывал на родине поэта, убедился: есть такие тополя – серебристые. А чуть позже в Москве на Ваганьковском кладбище я стоял у могилы Есенина и благодарил за поэзию и радость, которую он доставил мне в далекой юности.

 

Время шло. Восхищение творчеством поэта не покидало. Есенин представлялся фигурой романтической, возвышенной и красивой.

 

Однажды перед уходом армию я приобрел книжку, которую храню по сей день: Серебрякова Г. И. “О других и о себе”.

 

Автор рассказывает о своих встречах с М. Горьким, Д. Фурмановым, П. Васильевым, Э. Багрицким, Р. Ролланом, Н. Крупской. Была в книге небольшая глава, посвященная Сергею Есенину. Приведу из нее два фрагмента:

 

“…Поэт, пришедший к нам в квартиру в “Метрополе”, тогда еще 2-м Доме Советов, был совсем другой человек, крайне изможденный, с лицом испитым, землистым, без возраста. Особенно тягостное впечатление производила на меня его тощая шея, которую он пытался прикрыть белым кашне.

 

Часам к девяти собралось у нас много гостей, и Есенин обратился ко мне сиплым, сорванным голосом с просьбой прочесть его стихи.

 

“Я уже не могу”, – хрипло добавил он.

 

…Мне довелось познакомиться с великим поэтом, когда он, тяжело больной, мучительно терзался мыслями о смерти. Он нес в себе трагедию…”

 

Для меня эти строки были потрясением: с заоблачных вершин поэт не спустился – рухнул на грешную землю.

 

Незадолго до ухода в иной мир серьезный и обстоятельный петербургский книжник Игорь Кузьмич Григорьев преподнес небольшую книжечку: Есенин С. “Избранные стихи”.

 

При этом он добавил: “Знаю, что вы увлечены поэзией Есенина, собрали много интересных материалов о нем, но, как полагаю, у вас нет этой примечательной книжки поэта. Много лет хранил ее, теперь пришло время расстаться. Владейте”.

 

Это последний прижизненный сборник поэта, в котором имеется поэма “Русь советская”. Произведение публиковалось в сентябре 1924 года в журнальном варианте, а в сборнике опубликовано впервые. Здесь же встречаются слова поэта – как неодолимая безысходность – “…сам я тоже здесь не нужен”.

 

Сегодня Есенина не только читают – любят, декламируют. Живописцы пишут его портреты, по мотивам произведений появляются пейзажи, не остаются в стороне отечественные графики. Известный петербуржец Филипп Федорович Махонин, начинавший свою деятельность с иллюстрирования повести Виктора Некрасова “В окопах Сталинграда”, в 1970-е годы увлекся экслибрисом и создал много известных работ, объехавших все страны некогда социалистического содружества. Они экспонировались в Ленинграде, Москве, на китобойных судах СССР, побывали на берегах различных стран мира, объемная выставка была представлена в Индии. В своем творчестве не обошел художник и литературные темы, среди которых закономерно оказалась есениниана.

 

– У меня сложилась серьезная книжная подборка, связанная с именем Есенина, – вспоминал Филипп Федорович. – Помимо друзей, награвировал книжный знак и для себя. Он в три цвета – зимний вечер, звезды, луна, черные дома, окна, излучающие теплый гостеприимный свет. Думаю, что это созвучно давнишнему стихотворению:

 

                                            Вечер был, сверкали звезды,

                                            на дворе мороз трещал…

 

Об этом незамысловатом, но удивительно гармоничном экслибрисе написал талантливый человек, поэт и коллекционер Леонид Осипович Мисюк:

 

                                             Спят березы, спокойно свесив

                                             На дорогу пряди ветвей.

                                             И, любимый Есениным, месяц

                                             Вышел в новой одежде своей.

                                             Снег мерцает лиловым светом

                                             И ни скрипа, ни лая собак…

                                             Переносит художник это

                                             В свой есенинский книжный знак.

 

                                                                                                        26 марта 1973 г.

 

Недавно я вновь побывал на Ваганьковском кладбище. Белый мраморный памятник Есенину, как и прежде, чист и прекрасен, а на руках, сложенных на груди, как и тридцать лет назад, две гвоздики – красная и белая…

 

Александр Тетерин

 

 



Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором
свидетельство ЭЛ № ФС77-88048
дата регистрации: 3 сентября 2024

© Все права принадлежат АНО "Редакция газеты "Тосненский вестник". Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.