3 октября 1895 года, 130 лет назад, родился Сергей Есенин. Современному молодому человеку сложно представить, что еще в 1960-е годы о творчестве поэта старались не упоминать. Есенин не был нужен пропаганде, его творчество не воспитывало молодежь в духе ленинизма, к тому же он вел “неприличный” образ жизни, был женат на американской танцовщице Айседоре Дункан…
Мой старший брат не изучал в школе творчество Есенина, однако помнится, что незадолго до выпускного вечера он принес домой аккуратный томик стихов поэта, а затем читал его вечерами. Василий служил для меня примером, а потому в его отсутствие я тоже проявил интерес к этому сборнику – “Словесных рек кипение и шорох”.
Стихи понравились, ложились на душу:
Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.
Дальний плач тальянки, голос одинокий –
И такой родимый, и такой далекий…
Почему тополь “серебрист”? В наших краях, в Архангельской области, где я жил в то время, иные тополя… Это потом, много лет спустя, побывал на родине поэта, убедился: есть такие тополя – серебристые. А чуть позже в Москве на Ваганьковском кладбище я стоял у могилы Есенина и благодарил за поэзию и радость, которую он доставил мне в далекой юности.
Время шло. Восхищение творчеством поэта не покидало. Есенин представлялся фигурой романтической, возвышенной и красивой.
Однажды перед уходом армию я приобрел книжку, которую храню по сей день: Серебрякова Г. И. “О других и о себе”.
Автор рассказывает о своих встречах с М. Горьким, Д. Фурмановым, П. Васильевым, Э. Багрицким, Р. Ролланом, Н. Крупской. Была в книге небольшая глава, посвященная Сергею Есенину. Приведу из нее два фрагмента:
“…Поэт, пришедший к нам в квартиру в “Метрополе”, тогда еще 2-м Доме Советов, был совсем другой человек, крайне изможденный, с лицом испитым, землистым, без возраста. Особенно тягостное впечатление производила на меня его тощая шея, которую он пытался прикрыть белым кашне.
Часам к девяти собралось у нас много гостей, и Есенин обратился ко мне сиплым, сорванным голосом с просьбой прочесть его стихи.
“Я уже не могу”, – хрипло добавил он.
…Мне довелось познакомиться с великим поэтом, когда он, тяжело больной, мучительно терзался мыслями о смерти. Он нес в себе трагедию…”
Для меня эти строки были потрясением: с заоблачных вершин поэт не спустился – рухнул на грешную землю.
Незадолго до ухода в иной мир серьезный и обстоятельный петербургский книжник Игорь Кузьмич Григорьев преподнес небольшую книжечку: Есенин С. “Избранные стихи”.
При этом он добавил: “Знаю, что вы увлечены поэзией Есенина, собрали много интересных материалов о нем, но, как полагаю, у вас нет этой примечательной книжки поэта. Много лет хранил ее, теперь пришло время расстаться. Владейте”.
Это последний прижизненный сборник поэта, в котором имеется поэма “Русь советская”. Произведение публиковалось в сентябре 1924 года в журнальном варианте, а в сборнике опубликовано впервые. Здесь же встречаются слова поэта – как неодолимая безысходность – “…сам я тоже здесь не нужен”.
Сегодня Есенина не только читают – любят, декламируют. Живописцы пишут его портреты, по мотивам произведений появляются пейзажи, не остаются в стороне отечественные графики. Известный петербуржец Филипп Федорович Махонин, начинавший свою деятельность с иллюстрирования повести Виктора Некрасова “В окопах Сталинграда”, в 1970-е годы увлекся экслибрисом и создал много известных работ, объехавших все страны некогда социалистического содружества. Они экспонировались в Ленинграде, Москве, на китобойных судах СССР, побывали на берегах различных стран мира, объемная выставка была представлена в Индии. В своем творчестве не обошел художник и литературные темы, среди которых закономерно оказалась есениниана.
– У меня сложилась серьезная книжная подборка, связанная с именем Есенина, – вспоминал Филипп Федорович. – Помимо друзей, награвировал книжный знак и для себя. Он в три цвета – зимний вечер, звезды, луна, черные дома, окна, излучающие теплый гостеприимный свет. Думаю, что это созвучно давнишнему стихотворению:
Вечер был, сверкали звезды,
на дворе мороз трещал…
Об этом незамысловатом, но удивительно гармоничном экслибрисе написал талантливый человек, поэт и коллекционер Леонид Осипович Мисюк:
Спят березы, спокойно свесив
На дорогу пряди ветвей.
И, любимый Есениным, месяц
Вышел в новой одежде своей.
Снег мерцает лиловым светом
И ни скрипа, ни лая собак…
Переносит художник это
В свой есенинский книжный знак.
26 марта 1973 г.
Недавно я вновь побывал на Ваганьковском кладбище. Белый мраморный памятник Есенину, как и прежде, чист и прекрасен, а на руках, сложенных на груди, как и тридцать лет назад, две гвоздики – красная и белая…
Александр Тетерин








