Геноцид – действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой. Срока давности по таким делам нет, а потому и сегодня проходят судебные заседания о признании геноцидом вновь выявленных преступлений фашистов в годы Великой Отечественной войны. Разбирательство о бомбардировке и пулеметном обстреле с немецких самолетов на станции Лычково состава с ленинградскими детьми состоялось 20 марта в Великом Новгороде, в областном суде. В этот раз судьи заслушали показания свидетелей и экспертов. Окончательное решение по делу будет вынесено 31 марта.
Ирина Алексеевна Зимнева, свидетель тех событий:
– Когда началась война, мама меня отправила в эвакуацию из Ленинграда и дала с со бой куклу, которая спасла мне жизнь. На железнодорожной станции Лычково эшелон с детьми остановился, чтобы покормить ребят и принять еще с ближайших населенных пунктов. При посадке детей немцы налетели на эшелон и начали бомбить, а тех, что пытались спастись и сбежать, расстреливали из пулеметов прямо из самолетов. Как отмечают выжившие сестры, гитлеровцы ухмылялись, когда дела ли это. Уцелевших детей по везли дальше в эвакуацию в Кировскую и Ярославскую области. Раненых вернули в Ленинград. На второй день, когда стали разбирать то, что осталось от эшелона, меня и нашли. Мальчик увидел под завалами и трупами красивую куклу и решил, что она уже не нужна тому ребенку, которому принадлежала. Он захотел взять ее для своей сестры – потянул игрушку, но детская рука крепко держа ла дорогую вещь, тогда он и понял, что ребенок под завалами жив. После этого меня вернули маме в Ленинград, и она сказала: «Больше я тебя никуда не отдам, умирать – так вместе».
Владимир Грачев, обвинитель, участник Великой Отечественной войны:
Дмитрий Сорокин, председатель Санкт-Петербургского регионального общественного движения «Русско-Молдавский Центр Дружбы и Сотрудничества»:
– Победа у нас, нашего российского межнационального и межконфессионального народа, одна на всех. Что касается процесса, я считаю, что это новгородский Нюрнберг. Здесь прокуроры новгородской прокуратуры проделали большую работу, подняли материалы архивов, по смотрели, какой был геноцид со стороны фашистов. Сейчас это как раз в параллелях, которые проходят с СВО. Поэтому я считаю, что фашисты, которые 80 лет на зад были, и фашисты, которые сейчас на нашей русской земле, должны знать, что срока давности геноцида нет. Закон настигнет любого фашиста, каждого, кто уничтожает людей.
Материал подготовила Виктория КОВЕНЬКОВА
Видеокадры ТРК «Кириши»
Публикуется при поддержке Комитета по печати Ленинградской области