тосненский район :



Записки книжного собирателя. От Пушкинского Дома до Зальцбурга

6 июня 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин, сумевший за очень короткую жизнь в силу своего таланта изменить подход человека к слову, в том числе – поэтическому, заложить основы русского реалистического направления, явиться основоположником современного литературного языка.

 

Пушкин – один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века. А потому за истекшие десятилетия, переросшие в столетия, появилось большое количество монографий, исследований, больших и малых статей, посвященных гению Пушкина. Однако не все опубликованное представляет заслуженный интерес. Многие книги ушли в прошлое, забылись.

 

Зная об этом, никогда не собирал “все о Пушкине”, чем занимались книжники в других городах России, в том числе в Петербурге. Уместно задать вопрос: “Где эти собрания сегодня?” Ответ довольно прост – большею частью они распылены, что-то частично передано в библиотеки городов и поселков, что-то находится у родственников либо знакомых.

 

Некоторые книги, документы волею случая оказались в моем собрании. А начать следует с Бориса Львовича Модзалевского – русского библиографа, литературоведа-пушкиниста, одного из создателей Пушкинского Дома.

 

Юбилейная Пушкинская выставка 1899 года, проходившая в императорской Академии наук, вызвала большой интерес, и молодой ученый с энтузиазмом принялся собирать все, что так или иначе связано с именем Пушкина, его окружением, потомками. С 1900 года началась подготовка создания “Дома Пушкина”. Академия наук поручила Модзалевскому вести переговоры с наследниками поэта о приобретении пушкинской библиотеки. В сентябре этого же года Борис Львович перевез ее от внука поэта из села Ивановское Московской губернии в Петербург. Формально библиотека приобретена лишь в 1906 году после создания Пушкинского Дома. Модзалевский составил ее подробное описание и опубликовал в 1910 году.

 

 

Это издание пришло ко мне из библиотеки И. К. Григорьева, петербургского собирателя, приобретавшего книги о русском освободительном движении, однако именно ее получил по наследству, поскольку была завещана специалистом по истории русского искусства XVIII–XIX веков Г. Е. Лебедевым. Сегодня книга находится в моем собрании, напоминая о собирателях XX века и, конечно, об Александре Сергеевиче Пушкине.

 

В последние годы жизни Борис Львович задумался над созданием книги о Пушкине на основе поступивших в Пушкинский Дом материалов и трудов. Не откладывая в долгий ящик, приступил к реализации намеченного. Книга была закончена в начале 1928-го, а в апреле этого же года его не стало. Монография Модзалевского вышла в свет в издательстве “Прибой” в 1929 году и тут же стала библиографической редкостью. В 2018 году книга появилась у меня. Она была подарена Наталией Георгиевной Князевой, вдовой выдающегося книжного собирателя М. С. Лесмана. В книге находится пол-листа школьной тетради с передаточным автографом, а в нем слова: “…Любить и помнить”.

 

 

После ухода Б. Л. Модзалевского, дело отца продолжил его сын Лев Борисович Модзалевский. Он также был историком литературы, пушкинистом.

 

В моем архиве имеется письмо, датированное декабрем 1937 года, за подписью Льва Борисовича, в котором речь идет о приобретении Институтом литературы письма П. В. Нащокина, адресованного Льву Сергеевичу Пушкину – младшему брату Александра Сергеевича.

 

 

Письмо пришло с архивом Гранаты Иустиновны Назаровой, многие годы хранившей Нащокинский домик в музее на наб. Мойки, д. 12. Это единственный на сегодня экспонат, ставший достоянием музея, виденный Пушкиным.

 

Малоформатная книга о Нащокинском домике есть в Тосненской районной библиотеке, а в ней – автограф Гранаты Иустиновны, некогда адресованный мне.

 

Наталия Георгиевна Князева также подарила мне свое любимое сочинение А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери”, вышедшее в издании Общины святой Евгении в 1917 году с рисунками Михаила Врубеля.

 

 

На шмуцтитуле автограф: “С надеждой передаю А. А. Тетерину. Он сохранит! Н. Князева 7. I. 2018. СПб.”

 

А. С. Пушкин почерпнул слух об отравлении Моцарта в одной из французских газет и взял его за основу своего произведения. Трагедия “Моцарт и Сальери” укрепила этот миф и способствовала его распространению, а образ Сальери стал нарицательным для обозначения завистливого человека.

 

В действительности Моцарт и Сальери не были врагами. Сальери был успешным композитором и занимал почетную должность придворного капельмейстера. Моцарт так и не получил желаемую должность. Однако по сей день продолжаются споры вокруг якобы насильственной смерти Моцарта, хотя этому нет никаких достоверных источников. Об этом я узнал в Зальцбурге, в доме-музее Моцарта, где однажды побывал.

 

Критики приняли трагедию Пушкина восторженно, а фраза “Гений и злодейство – две вещи несовместные” стала крылатым выражением.

 

Александр Тетерин

 



Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором
свидетельство ЭЛ № ФС77-88048
дата регистрации: 3 сентября 2024

© Все права принадлежат АНО "Редакция газеты "Тосненский вестник". Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.