К книгам блокадного Ленинграда у меня особое отношение, тем более что моя тетя Екатерина Дмитриевна Беляева в годы Великой Отечественной войны достойно несла службу по обороне города на островах Зеленцы Ладожского озера.
Сейчас я глубоко сожалею о том, что вовремя не расспросил ее о боях, за которые она была представлена к государственной награде – ордену Красной Звезды, но знаю – получала его из рук командующего Волховским фронтом К. А. Мерецкова. По словам Екатерины Дмитриевны, она многие годы помнила крепкое рукопожатие командующего.
В блокадном Ленинграде книги согревали души людей, спасали от страха смерти. “В осажденном городе удивительно много читали, – писал Н. К. Чуковский, – читали в землянках и дотах, читали на батареях и на вмерзших в лед кораблях: охапками брали книги у умирающих библиотекарей и в бесчисленных промерзших квартирах, при свете коптилок читали, читали…” Вера Кетлинская, возглавлявшая Ленинградское отделение Союза писателей СССР, вспоминала: “У прилавков не было пусто – читатели в ватниках и шинелях перебирали книги… Свою покупку уносили как ценность, как хлеб насущный”.
Блокада, бомбежки, а выходят аккуратно изданные книжечки в мягкой обложке в серии “Архитектурные ансамбли Ленинграда”. Авторы – крупнейшие мастера зодчества, которые хорошо понимали, что в любой момент архитектурные ансамбли под бомбами и снарядами могли превратиться в руины. Значит, необходимо сказать те важные слова, которые отразят всю ценность самого ансамбля, его зданий, созданных выдающимися архитекторами Бартоломео Растрелли, Карло Росси, Андреем Воронихиным, Антонио Ринальди.
Первая публикация подписана к печати издательством “Искусство” 9 мая 1943 года. Это была книжка В. А. Каменского “Площадь Декабристов в Ленинграде”.
Двухцветная печать придает изданию особую привлекательность.
Книжка, как и последовавшая за ней “Невский проспект”, начинается словами “Смерть немецким захватчикам!”
Есть у меня и открытки, вышедшие в блокадном Ленинграде.
Об этих открытках имеется полная информация в фундаментальной книге Гдалина А. Д., Ивановой М. Р. “Сражающийся Ленинград. Почтовая открытка: Энциклопедический каталог”. Мне он был подарен с автографом семейной пары, собиравшей открытки блокадного Ленинграда с 1962 года.
Замечательные художники трудились над созданием к блокадным изданиям иллюстративного и оформительского материалов. Одним из таких художников была Вера Владимировна Зенькович.
Однажды я побывал в гостях у Беллы Нисоновны Сегаль – вдовы ленинградского иллюстратора Александра Сергеевича Сколозубова. Говорили о его многогранном творчестве, о премии, полученной за иллюстрирование Шота Руставели “Витязь в тигровой шкуре”, о современном исполнении книг. Разговор перешел на книги блокадного Ленинграда. “Вы знаете, – доверительно сообщила моя собеседница, – в моем распоряжении находится архив Веры Зенькович. Мы дружили, а ее блестящие работы вызывали восхищение”.”.
В подарок от Беллы Нисоновны я получил оригинал обложки книги Веры Инбер “О Ленинграде”. На обороте синими чернилами: “Оригинал обложки. Художник В. В. Зенькович”. Здесь же ниже Белла Нисоновна сделала передаточную надпись, адресованную мне. Спустя некоторое время эта книжка блокадного Ленинграда появилась в домашней библиотеке.
Рассматривая оригинал обложки, кажется, что через большое количество десятилетий чувствую трепет руки мастера, держащего колонковую кисточку. Возникает реальное ощущение времени, с необычайной быстротой мчащееся из дня сегодняшнего в день завтрашний. Время остановить невозможно, надо лишь помнить о бывших в нем событиях.
Александр Тетерин