В этом году православную Пасху отмечают 20 апреля, в один день с католической. Такое бывает раз в несколько лет.
И православная, и католическая
Даты Пасхи у православных и католиков обычно различаются из-за разных календарей. Праздники у православных христиан рассчитываются по юлианскому календарю, у католиков – по григорианскому. Чаще всего католическая Пасха наступает раньше, но иногда праздник у разных ветвей христианства выпадает на один день. Последний раз такое было в 2017 году, тогда Светлое Христово Воскресение отмечали 16 апреля.
Верующие готовятся к Пасхе в течение семи недель Великого поста. В это время христиане придерживаются строгих правил: отказываются от определенной пищи, к примеру – мяса, посещают службы в храмах. Смысл Великого поста – подготовить не только тело, но и душу к встрече Светлого Христова Воскресения.
На последней неделе, которую называют Страстной, верующие готовятся к празднику Воскресения. Например, в Чистый четверг принято приводить в порядок дом, красить яйца и ходить в храмы на исповедь. Интересно, что традицию генеральной уборки и приготовления пасхальных блюд в этот день соблюдают даже многие неверующие.
Накануне воскресенья, в Великую субботу, христиане собираются на всенощное бдение в храмах. Там же освящают крашеные яйца, творожные пасхи, куличи.
Кулич – прообраз хлеба, который апостолы оставляли воскресшему Христу. Семьи стали готовить свои куличи из сдобного теста, которые получили название круглого хлеба. В современности в Светлую седмицу с куличами совершают крестные ходы, а в субботу раздают прихожанам.
Христос воскресе!
В воскресенье все православные приветствуют друг друга словами “Христос воскресе!”. Ответом на это является фраза: “Воистину воскресе!” За этими словами следуют троекратные поцелуи в щеки.
Праздничный завтрак принято начинать с первыми лучами солнца. При этом необходимо попробовать крашеные яйца, пасхальный кулич и творожную пасху. У каждого блюда есть свой символический смысл: яйца символизируют жизнь, кулич – тело Христа, а пасха – гробницу Иисуса.
Празднование Пасхи продолжается семь дней – Светлая седмица включает праздничное воскресенье и последующие шесть дней. В течение всей Пасхальной недели в храмах проходят особые богослужения. Церковное празднование Пасхи в православии продолжается 40 дней, до самого Вознесения.
Любимая традиция всех детей и многих взрослых – игра в битки. Нужно попытаться разбить крашеное яйцо другого игрока своим так, чтобы скорлупа твоего “битка” осталась целой.
Издревле в Светлую неделю запрещалось злословить, ссориться, заниматься тяжелым физическим трудом. Также не рекомендовалось злоупотреблять алкогольными напитками и переедать, все-таки, напомню, Пасха – это праздник не тела, а души.
Добрая традиция
В дореволюционной России существовала добрая традиция – обмениваться поздравительными открытками накануне Пасхи, но точной даты появления первой такой открытки мы не знаем. Были у нее и предшественницы – карточки с гравюрами на плотной бумаге. Придумали поздравительные открытки во второй половине XVIII века во Франции. Русским прототипом считаются лубочные картинки.
Первое время открыточного производства в стране не было, поэтому открытки потоком хлынули из-за границы. Чаще всего на них изображалась католическая и протестантская пасхальная атрибутика – кролики, барашки, козлята, цыплята, что было чуждо русскому человеку. Но поскольку популярность открыток в России все возрастала, зарубежные художники начали рисовать открытки и на православную тематику.
В 1894 году Министерство внутренних дел Российской империи разрешило почтовую пересылку открыток частного производства. Первой коллекцией пасхальных открыток отечественного изготовления стала серия с четырьмя весенними акварелями художника Николая Каразина. Коллекцию создали в благотворительных целях после Русско-турецкой войны. Изданием открыток занялась российская Община Красного Креста имени святой Евгении, а руководила процессом принцесса Евгения Ольденбургская.
Билибин, Репин, Бенуа
Позже издательство Общины святой Евгении много раз обращалось к теме Пасхи. Каждая открытка становилась настоящим полиграфическим шедевром, поскольку среди иллюстраторов пасхальных открыток были именитые российские художники Иван Билибин, Борис Зворыкин, Илья Репин, Александр Бенуа. В эту же когорту входит творчество Елизаветы Меркурьевны Бем. Ее поздравительные открытки с Пасхой легко узнаются среди созданий других художников. Именно ее поздравительные открытки, уже в советское время, собирали многие коллекционеры.
В постсоветский период различные государственные и частные издательства стали выпускать открытки, посвященные Пасхе. Особенно в этом деле преуспел Государственный музей истории религии. Большая часть этих открыток была импортного происхождения, поэтому нимало не смущаясь, наши издательства заменяли, к примеру, английское название праздника на русский вариант.
Моя небольшая, но емкая коллекция, пополнившаяся собранием петербургского искусствоведа и собирателя открыток Ирины Борисовны Чижовой, уже много лет несет радость, душевное благополучие и покой.
Александр Тетерин