тосненский район :



Знай наших! Школа – это драйв и адреналин

Нурменская школа – одна из сельских школ Тосненского района. Раньше это была средняя школа, теперь является основной. Два года назад это образовательное учреждение преобразовали в Нурменский центр образования, где сегодня учатся 250 ребят.

 

И тем примечательнее, что именно Ирина Смирнова, педагог-библиотекарь этой школы, стала библиотекарем года во всей Ленинградской области и вскоре примет участие во всероссийском этапе конкурса. Мы встретились с Ириной Михайловной и узнали, как начинался ее педагогический путь, как проходил конкурс и какие профессиональные задачи она ставит перед собой сегодня.

 

► Ирина Михайловна, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как вы начали работать в библиотеке Нурменской школы?

 

– Вообще-то я выпускница Нурменской средней школы 1988 года, – улыбнулась она. – В этой школе учился мой муж и мои дети. Для меня это не просто место работы, это часть истории жизни моей семьи и моего поселка. По первому образованию я – товаровед книги, в 1990 году окончила Ленинградский книготорговый техникум Госкомиздата РСФСР. В 2014 году прошла профессиональную переподготовку в Ленинградском областном институте развития образования по направлению “введение в должность педагог-библиотекарь”. Это стало импульсом для развития в профессии. А с годами работы уже пришел опыт, необходимые знания и, честно сказать, значительно расширились возможности. Четыре года назад получила первую, в 2023-м – высшую профессиональную категорию. И вот уже больше десяти лет я педагог-библиотекарь теперь уже Нурменского центра образования.

 

► Как профессионал вы чувствуете себя на своем месте?

 

– Работу свою я люблю. Во-первых, это книги. Я фанат книги и чтения в любых видах и формах. Во-вторых, это дети. Ребята источник жизненной энергии. Глядя на них, хочется творить, дерзать, учиться.

 

А еще школа – это бесконечный драйв и адреналин: ни один день не похож на другой. Есть возможность реализовать себя в разных направлениях: быть актером, режиссером, сценаристом, фотографом, организатором, учителем, учеником, оратором, администратором, инспектором, психологом, руководителем, другом и наставником. Это созвучно моему внутреннему миру. Да и школьная библиотека Нурменского центра образования ровесница школы и имеет полувековую историю. 50 лет – большой срок, а работали в библиотеке за эти годы всего несколько человек.

 

Вот Людмила Сергеевна Архипова. Сейчас она на заслуженном отдыхе, а была школьным библиотекарем с 1978 по 1990 год. Это как раз были годы моей учебы в школе. Она стала для меня образцом настоящего библиотекаря. Желание быть похожей на нее я пронесла через годы. Анна Николаевна Аверьянова работала с 1990 года по 2014 год, а это четверть века библиотечного стажа. Она и сегодня работает в нашей школе учителем начальных классов. Я горжусь своими коллегами и стараюсь бережно хранить традиции школьных библиотекарей Нурменской школы.

 

Поздравляем вас с победой! А как пришла идея попробовать свои силы в Ленинградском областном конкурсе профессионального педагогического мастерства? Как вы готовились к конкурсу?

 

– Спасибо за поздравления! Попробовать свои силы в конкурсе профессионального мастерства хотела давно. Еще в период обучения в ЛОИРО неоднократно присутствовала на подобных мероприятиях в качестве зрителя и загадала, что когда-нибудь обязательно стану участником. Последние пять лет свою библиотечную работу я совмещала с классным руководством. У меня был большой, дружный и талантливый класс, работа с которым не только занимала все мое свободное время, но и давала мне неограниченные возможности для реализации креативных идей. Кстати, это и стало основой моего конкурсного проекта.

 

Летом прошлого года мои ребята закончили школу, и у меня появилась возможность погрузиться в подготовку к конкурсу. В ноябре 2024-го я приняла участие в районном конкурсе “Библиотекарь года” и победила. Это открыло мне дорогу на областной этап.

 

► Ирина Михайловна, поделитесь впечатлениями от состязания: как проходил конкурс?

 

 – Конкурс состоял из двух этапов. Сначала необходимо было изложить свой опыт работы за предшествующие три года в форме проекта, соблюдая все правила написания и оформления работы. На написание проекта у меня ушел месяц. На базе информационно-библиотечного отдела ЛОИРО меня консультировала Татьяна Михайловна Кашурникова – авторитетный специалист в библиотечной среде, заведующая медиатекой средней школы № 183, предметных областей центрального района Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук, автор пособий по вопросам информационной грамотности. Так, шаг за шагом была сформулирована тема моего проекта: формирование информационной культуры учащихся в условиях сельской школы. Этот этап был заочным, и проекты участников жюри изучало в электронном формате несколько дней. В финал вышли пять человек, в том числе и я. Результаты не комментировались, и мы не знали, какие у кого шансы победить.

 

Второй, очный этап, проходил в Выборге. Здесь нужно было подготовить публичное выступление перед жюри и презентацию на тему “Панорама библиотечной жизни”, где мы рассказывали о своей работе в рамках выбранной темы. Время выступления было ограничено – не более 7 минут. Далее все финалисты приняли участие в пресс-конференции о роли российских библиотек, где без предварительной подготовки отвечали на вопросы жюри.

 

► У вас были серьезные конкуренты? Как на протяжении всего конкурса вы оценивали свои шансы на победу?

 

– Конкуренты были достойные. В какой-то момент мне даже показалось, что работы других участников лучше моей, ведь за каждым выступлением стоит огромный многолетний опыт работы в профессии. Школьного библиотекаря по-настоящему поймет только коллега: наш труд очень специфичен. Честно скажу, меня многое заинтересовало, с некоторыми участниками мы подружились и договорились сотрудничать.

 

Тогда победа в конкурсе была далекой призрачной мечтой, я не ставила перед собой задачи победить. В первую очередь мне хотелось рассказать об особенностях моей работы, донести до жюри то, что и в обычной сельской школе, даже при отсутствии большого финансирования, стремительной модернизации как в крупных городах, без суперсовременного оборудования, можно также идти в ногу со временем, используя ближайшие доступные возможности, которых немало.

 

Не могу не отметить, что с 2019 года Нурменский центр образования является участником проекта “Точка роста”. Это помогает сделать процесс обучения увлекательным, наглядным и продуктивным и открывает новые горизонты для взаимодействия с учебным материалом. Кроме того, для обучения школьников основам информационной грамотности педагог-библиотекарь должен прежде всего сам обладать навыками и умениями работы с информационными технологиями. Я продолжаю учиться этому на протяжении всей жизни. А в последнее время заинтересовалась темой нейросетей. Прошла курсы повышения квалификации и стараюсь применять это в своей работе.

 

► Коллеги вас поддержали?

 

 – Да, коллеги меня поддерживали на протяжении всего периода подготовки и участия в конкурсе. На мой взгляд, это одна из причин моей победы. Начиная с этапа районного конкурса, со мной на связи всегда был руководитель нашего методического объединения библиотекарей Тосненского района Марина Евгеньевна Ефремова (педагог-библиотекарь Любанской школы им. Радищева), она мне помогала и переживала за меня. Татьяна Александровна Голикова и Галина Андреевна Ющук, педагоги Нурменского центра образования, стали моим личным конкурсным жюри. С ними я репетировала свою презентацию, просила дать конструктивную критику, показывала презентацию, пытаясь оценить ее воздействие на зрителя. И, конечно, много раз повторяла и повторяла текст для того, чтобы поместиться в тайминг. Наш руководитель Светлана Александровна Литвинова создала мне условия для полноценной подготовки к последнему очному этапу, оградив от посторонней нагрузки. И я смогла сделать все, что задумала.

 

Как только я отправилась в Выборг, коллеги, которые находятся теперь на заслуженном отдыхе, с которыми я работала ранее и считаю своими наставниками – Татьяна Анатольевна Гончарова, Марина Николаевна Федорова – ободряли меня, помогали мне поверить в свои силы, собраться и отбросить лишнее.

 

Рядом со мной на конкурсе была Татьяна Николаевна Никулина, заместитель директора, начальник информационно-методического отдела комитета образования Тосненского района. Она переключала слайды презентации, дав мне возможность не тратить на это время и все силы направить на выступление. Признаюсь, я эмоциональный человек и всегда волнуюсь перед публикой. Голос дрожит и срывается, это мешает и портит общее впечатление. За несколько минут до своего выхода я, пытаясь взять себя в руки, представляла за спиной своих коллег, всех библиотекарей Тосненского района и педагогов Нурменского центра. Я была не одна, они были со мной, и я чувствовала это.

 

► Ирина Михайловна, каково это стать лучшей из лучших?

 

– Победа в областном конкурсе стала приятным потрясением для меня. В своем проекте и выступлении я рассказывала о себе, своей школе, своей работе. Рассказывала так, как я это умею, вижу и чувствую. Все тексты я писала сама: использовала личные фото и видеоматериалы, собственные информационные продукты. И оказалось, что возможность идти своей дорогой и слушать свое сердце, делать то, что ты любишь, знаешь, умеешь, может стать твоим триумфом, твоим успехом. Эту победу я посвящаю родной школе и моим учителям.

 

► Когда будете начинать подготовку к новому этапу? Волнуетесь? Ведь вы будете представлять на этот раз всю Ленинградскую область.

 

– Готовиться, безусловно, буду. Правда, еще нет проекта всероссийского конкурса. Так что ждем. Сейчас анализирую и осмысливаю произошедшее: волнуюсь и горжусь одновременно. Обещаю, сделаю все что в моих силах. Мне интересно пройти и этот путь. Ведь теперь я точно знаю, я не одна, со мной мои коллеги и моя семья. А с такой поддержкой можно справиться с любой задачей.

 

Ирина Данилова

 

 



Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором
свидетельство ЭЛ № ФС77-88048
дата регистрации: 3 сентября 2024

© Все права принадлежат АНО "Редакция газеты "Тосненский вестник". Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.