В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне мы листаем страницы старых подшивок газеты “Тосненский вестник” и вспоминаем героев своих многочисленных публикаций – жителей нашего Тосненского района, которые вместе со всей страной, не жалея сил, сражались за Родину и победили.
На войне везде страшно
В 1941-м Григорий Семичев окончил семилетку. Хотел получить профессию железнодорожника, но его планам помешала война. Уже в конце августа в Любани появились немецкие оккупанты.
Вместе с ними в город пришел и голод. В поисках пропитания Гриша с сестренкой и отцом пошли просить милостыню. Дошли чуть ли не до Пскова, но тут 15-летний Гриша попался на глаза немецкому патрулю… Пропуска нет – значит, партизан. Под Островом находился концлагерь, где содержались молодые люди, используемые фашистами на различных работах… Осенью 42-го стало известно, что всех способных работать молодых ребят отправят в Германию, и Григорий решился на побег. В один из дней с лесоповала исчезли 11 заключенных…
В глухой деревне, куда пришли беглецы, их в первую очередь накормили и помыли, а ночью переправили к партизанам… К 1944 году Григорий Семичев стал одним из лучших подрывников своего отряда, а его группа была самой удачливой. Не было задания, которое не смогла бы она выполнить. И это при том, что взрывные устройства были самыми примитивными: динамит, запал и короткий кусочек бикфордова шнура… В считанные секунды закладывали под середину рельса взрывчатку, поджигали шнур и возвращались обратно. Даже если удавалось задержать движение поездов на один час, это считалось большой удачей.
Совсем тяжко партизанам стало, когда под Ленинградом была прорвана блокада. Немцы не просто отступали, они драпали, не разбирая дорог. Колонны бронетехники, артиллерии и вооруженных до зубов ветеранов рейха нередко шли по партизанским базам. В эти дни партизанам оставалось только поглубже спрятаться в лесу и затаиться…
В один из таких дней случилась оттепель, а ночью ударил мороз. Валенки Семичева превратились в несгибаемые колодки. Когда удалось добраться до горячей печки, у Григория была уже последняя стадия обморожения, и если промедлить с оказанием помощи, то ноги придется ампутировать. К счастью, Семичев оказался в Ленинграде, где врачи сохранили ему ноги… После выздоровления Григорий сразу же попал на распределительный пункт. Шел 1944 год.
Как имеющего боевой опыт, его сразу же направили на Ленинградский фронт во 2-ю ударную армию. Определили в батальон радиосвязи антенщиком… На берегу Вуоксы под Выборгом понесли с приятелем мачту к месту установки, вдруг яркая вспышка и – темнота. Очнулся в санбате… От госпитализации Григорий отказался.…
После того как Ленинградский фронт вошел в состав 2-го Белорусского, война покатилась на запад. Красноармеец Семичев брал штурмом Варшаву, Данциг, Восточную Пруссию. Из армии Григория Семичева демобилизовали в 1950 году. О войне вспоминать не люби. И когда у него спрашивали, где было страшнее: в партизанах или на фронте, отвечает коротко – на войне везде было страшно.