В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне мы листаем страницы старых подшивок газеты “Тосненский вестник” и вспоминаем героев своих многочисленных публикаций – жителей нашего Тосненского района, которые вместе со всей страной, не жалея сил, сражались за Родину и победили.
Радуюсь жизни каждый день
Кавалер орденов Красной Звезды и Отечественной войны I степени Иван Васильевич Корбуков попал на войну в 1943-м. А до этого больше двух лет его родное село Любавичи Смоленской области было под немцами.
“В 43-м году их выбила 556-я стрелковая дивизия, куда я попросился, не дожидаясь призыва военкомата. И меня взяли пулеметчиком. А уже в ноябре под Витебском меня ранило”, – вспоминал он.
Ранение оказалось тяжелым, но молодой организм выдержал. И отправился солдатик снова на фронт – на сей раз в Смоленск, где формировался запасной полк. Воевал он сначала в стрелковой дивизии, а потом ему посчастливилось попасть в гвардейскую бригаду, где обслуживал 76-мм противотанковое орудие.
“Нас, солдатиков, выстроили в шеренгу перед подполковником, который приехал на огромном “студебеккере”. Тот набирал элитную гвардейскую бригаду, которая находилась в распоряжении командующего фронтом. Мне повезло, я оказался в числе избранных. Правда, пришлось немного приврать: сказал, что у меня 9 классов образования, а не семь. И меня поставили заместителем наводчика 76-мм противотанкового орудия, – вспоминал он. – От своих предшественниц эта пушка отличалась крайней неприхотливостью и высокой технологичностью. С ней Иван воевал в составе 3-го Белорусского фронта. Установка пушки – очень трудоемкий процесс. Только все установим, окопаемся, и вот бы передохнуть перед сражением, как командуют отбой. Снова нужно собираться и перебрасываться в другое место. Также у нас была задача устрашать неприятеля: ездили по немецким тылам, чтобы наводить панику в рядах врага”.
… 3-му Белорусскому фронту поручили брать Кенигсберг. Форсировать Неман готовились специальные саперные части. Кенигсберг считался самой надежной крепостью рейха. Двенадцать фортов и бастионов защищали его.
“Только мы навели понтоны, переправили две батареи, как в ответ ударили танки, самолеты, началось жесточайшее сопротивление. Самолеты летали так низко, что мне даже гимнастерку задирало от вихря. Погибло очень много моих друзей… В тех боях погиб и командующий 3-м Белорусским фронтом генерал Черняховский. 6, 7 и 8 апреля произошли самые ожесточенные бои. Признаться, думал, что живым не выйду”, – рассказывал ветеран.
На обложенный со всех сторон город падали десятки тысяч гранат и бомб. 8 апреля стало ясно, что уже ничто не спасет Кенигсберг. Вечером в Кенигсберге смолкли орудия, Красная Армия овладела городом. Тогда же, 9 апреля, бойца Ивана снова ранило. И это всего за месяц до Победы! На санитарном поезде. целых две недели его везли до Казани, а все потому, что навстречу двигались эшелоны с самого Байкала. С танками, самолетами – готовилось наступление на Берлин.
День Победы Иван Васильевич встретил казанском госпитале. На улицу вывалили все, кто мог передвигаться. “Приехало начальство, устроили митинг. Казалось, воздух наэлектризован радостью и гордостью за Родину. А выписали оттуда меня только в сентябре. Кстати, еще на фронте, в 44-м, за боевые заслуги я получил орден Красной Звезды. А все благодаря смекалке, проявленной при форсировании Немана. На подступах к реке местность была болотистая, а мы придумали сделать настил. Таким образом окружив врага с тыла”.
На войне всякое бывало. Вот и Иван Васильевич встретил там своего земляка, а это была большая редкость. “С товарищем моим, Павлом Ивановичем Игнатьевым, мы впоследствии породнились. Завершилась крупнейшая в истории человечества война, и друг мой тоже вернулся домой. Он познакомил меня со своей сестрой, с которой вскоре мы сыграли свадьбу. Жена перетащила в Ленинград, здесь жили ее родственники. Какое-то время я проработал на заводе “Красная Звезда” шлифовщиком, но сказалось ранение легкого, пришлось оттуда уйти. Тогда тесть взял стрелочником на станцию в Рябово. А со временем я дорос и до дежурного по станции. В 50-м году начал строить свой дом, и уже третье поколение в нем побывало! Мне повезло, я выжил, теперь могу рассказать внукам о пережитых тяготах, о том, какая война на самом деле, чтобы, возможно, уберечь от ошибок в будущем. Сегодня я радуюсь жизни. Радуюсь каждый день”.
Вот такими неисправимыми оптимистами они были, солдаты Великой Отечественной, пережившие все ужасы той страшной войны. Они сломили сильнейшего врага и водрузили Знамя Победы на Рейхстагом.