В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне мы листаем страницы старых подшивок газеты “Тосненский вестник” и вспоминаем героев своих многочисленных публикаций – жителей нашего Тосненского района, которые вместе со всей страной, не жалея сил, сражались за Родину и победили.
Под свист пуль и снарядов
“Засечь и уничтожить” – приказ, который капитан-артиллерист Николай Кириенко исполнял всю войну.
В Сумской области, где он родился, все на селе жили исключительно натуральным хозяйством –трудодни выдавали “палочками”. После семилетки вопрос, куда пойти дальше, перед Николаем не стоял – в городе Шостке набирал темп гигант химической индустрии страны, при котором был открыт химико-технологический техникум. Перед войной юноша успел закончить три курса, а уже в августе 1941-го и завод, и техникум были эвакуированы глубоко в тыл. Но в Алма-Ате, куда их вывезли, поучиться пришлось недолго – всех студентов последнего курса призвали в армию. Так Кириенко попал в Рязанское артиллерийское училище.
После ускоренного восьмимесячного обучения лейтенант Кириенко был направлен на Юго-Западный фронт, в самое пекло Великой Отечественной войны – под Сталинград. А через несколько дней после прибытия в часть он уже получил боевое крещение. 19 ноября 42-го, в День артиллерии, полк, в котором служил Кириенко, форсировав Дон, неожиданно попал в окружение. От полка осталось меньше половины личного состава.
Из этого боя Кириенко вышел, не получив ни единой царапины. Зато в августе 43-го под Смоленском мина угодила как раз в тот окопчик, где он с командиром дивизиона уточнял план предстоящей атаки. Командир был убит наповал, а сам Кириенко получил тяжелейшее ранение. Все его тело было буквально нашпиговано осколками.
С апреля 44-го по февраль 45-го Кириенко воевал в должности командира разведки артиллерийского полка. Но все так же ходил в тыл врага и засекал огневые точки. Однажды вернулся с планшетом, на котором было 156 целей. Даже командующий фронтом Черняховский был этим несколько удивлен и тут же приказал представить его к ордену Александра Невского. Но выявить эти огневые точки было полдела, их надо было еще и уничтожить, причем первыми залпами. Ответственность была просто огромной. Правда, и наградами командование его не обделяло – два ордена Красной Звезды, орден Отечественной воины I степени, медали…
Война для Николая Кириенко закончилась 11 февраля 45-го под Кенигсбергом. Снарядом оторвало ногу, тяжело контузило. Только через месяц к нему вернулись слух и зрение. День Победы встретил в госпитале в городе Казани. После окончания лечения предлагали остаться в армии. Предложения были самыми заманчивыми, вплоть до учебы в академии, но на комиссии он настоял на демобилизации.
Вернулся домой, закончил свой техникум. Поступил на химкомбинат технологом по производству дымного и бездымного пороха. Обзавелся семьей, сыном. Так бы и жил до сих пор в своем родном городе Шостке, если бы решился его жилищный вопрос. А решили его за многие сотни километров, в городе Никольское, где в то время открывали завод “Сокол”. Специалистов искали по всей стране. В 1963 году первый директор завода Константин Сергеевич Случевский приехал в Шостку на комбинат и с ходу предложил Кириенко хорошую работу и квартиру. Николай Никитович долго не раздумывал. И в отсутствие своего непосредственного начальника быстро перебрался в Тосненский район. Должность предложили даже с повышением, вместо технолога сразу доверили цех по изготовлению пороха. На этом месте он отработал 13 лет. На пенсию вышел в 1976 году. Труд его был отмечен орденом “Знак Почета”. Им он гордился не менее, чем своими боевыми орденами, так как налаживать новое производство приходилось почти в экстремальных условиях.
9 Мая капитан запаса Николай Никитович Кириенко всегда надевал ордена и с такими же, как он, фронтовиками отмечал День Победы, вспоминал военную молодость, пролетевшую под свист пуль и разрывы снарядов.