В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне мы листаем страницы старых подшивок газеты “Тосненский вестник” и вспоминаем героев своих многочисленных публикаций – жителей нашего Тосненского района, которые вместе со всей страной, не жалея сил, сражались за Родину и победили.
И разведчик, и танкист
Когда началась война, ленинградскому мальчишке Анатолию Колесникову исполнилось 15 лет, и на фронт его, естественно, не брали.
Остаток каникул он вместе с сестрой провел у бабушки в Сосновой Поляне. …В середине сентября, в их дачный поселок недалеко от Ленинграда пришли немцы, и к зиме, когда начались сильные морозы, они начали отправлять нашу молодежь в Германию.
– Я под немцем оставаться не собирался, – рассказывал Анатолий Илларионович. – И вот однажды меня попросили дойти до Ораниенбаума и передать нужным людям донесение. Шел ночью, в холод, по льду Финского залива. Встретили меня хорошо, спросили, сколько лет. А я парень рослый был, накинул себе год – сказал, что 16. Ну и взяли меня во фронтовую школу разведки.
В разведшколе Анатолий проучился четыре месяца. Чему его там обучали, не рассказывает до сих пор. Секрет. В мае 1942 года свежеиспеченных выпускников школы разбили на несколько мобильных групп, во главе поставили опытных командиров и забросили в немецкий тыл. Группа, в которую попал боец Колесников, действовала в районе Луги, Пскова, иногда Новгородской области. В немецкой форме, с немецкими документами они играли роль солдат национальной армии. Главная их задача заключалась в сборе подробнейшей информации о противнике. Толю Колесникова, как самого молодого, назначили связным.
Почти два года, до 1944-го, он провел в тылу врага. Многие его боевые товарищи погибли, несколько групп немцы смогли раскрыть. Колесникову везло. В руки врагов он не попал, хотя однажды был в шаге от разоблачения. Как говорит сам, чуть не попались они по глупости – забыли отдать честь проходящим офицерам. Педантичные немцы тут же повели их в комендатуру. Дотошно проверяли. Уже казалось, что живыми из комендатуры им не уйти. Хорошо, вовремя подоспел командир их группы Янгиров. Немцы ему доверяли и отпустили задержанных…
В конце 1943 года Анатолий Илларионович первый раз попал в госпиталь, а после лечения попросился в танковую школу. Трехмесячные курсы пролетели незаметно. Теперь уже танкистом Анатолий попал сначала на Карельский перешеек, а потом в Прибалтику. В конце 44-го его перебросили на 1-й Украинский фронт в 3-ю танковую армию Рыбалко. День Победы Анатолий Илларионович встретил в госпитале. В уличных боях за польский город Бреслау его танк подожгли…
“Я выскочил из горящего танка через люк. Меня спас ветер: он сносил в сторону немцев гарь, поэтому они меня не заметили. С обгоревшей рукой я потерял сознание, и только после боя меня нашли наши пехотинцы и отправили в госпиталь. Так для меня закончилась война”, – вспоминал он.
Демобилизовался из армии Анатолий Илларионович в 1946 году в звании старшины. Какое-то время жил и работал в Западной Украине, потом несколько лет в Ленинграде, а в 1954 года переехал на родине своей жены в Тосненском районе в поселке Сельцо. Несколько десятков лет фронтовик работал в “Агротехнике”, откуда и ушел на пенсию.