В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне мы листаем страницы старых подшивок газеты “Тосненский вестник” и вспоминаем героев своих многочисленных публикаций – жителей нашего Тосненского района, которые вместе со всей страной, не жалея сил, сражались за Родину и победили.
Весточки из сороковых
Он был самым молодым в своем 12-м танковом полку. И общим любимцем. Его семнадцатилетнего забрали на фронт из поселка Лисино-Корпус в ноябре сорок первого.
Песня о том, как “в Ленинград пробирались болотами”, это про него и его однополчан. Они не только шли на танках под обстрелом, но и буквально ползком проползли эти места: поселки Лигово, Александровка, Урицкого. Снятие блокады, освобождение Ленинграда – весь боевой путь Виктора Ивановича Охвы связан с битвой за город на Неве. Здесь он был четырежды ранен, три раза лежал в госпиталях. Был награжден орденами Славы III и “Отечественной войны” I степени, медалью “За отвагу”.
О том, каким совсем еще молодой Виктор Охва был бойцом, как ценил солдатское братство, говорят вот эти письма, которые накануне Дня Победы ветеран принес к нам в редакцию. Вот они, истертые и пожелтевшие, такие дорогие солдатские весточки из далеких сороковых. Нельзя читать их без волнения и трепета.
Первое письмо от командира полка: “Здравствуй, мой лучший воспитанник! Я не забуду тебя за твои боевые поступки – ведь на тебя была возложена самая ответственная боевая задача при выходе нас из окружения…Сейчас находимся около Москвы. Желаю от всего сердца быстрее выздороветь и еще сильнее бить врага. Н. Мошканов”.
“Привет, Охвочка! – читаем в другом письме, написанном тоже в госпиталь боевым товарищем. – Рад очень за твои подвиги. Большинство наших ребят представлено к награде. Я лично готовил материалы для представления тебя к награде орденом Славы III степени. В общем у нас ребята славные. Будет приказ – постараюсь, чтобы награду тебе вручили прямо в госпитале. Желаю тебе поскорее поправиться и вернуться снова к нам. Комсорг и друг А. Рубин”.
“Письма – больше, чем воспоминания, на них запеклась кровь событий, это – само прошедшее, как оно было, задержанное и нетленное”. Как точно сказано было много лет назад Александром Герценом. И как нельзя лучше эти слова подходят к ним, нетленным солдатским весточкам времен Великой Отечественной.