Говорят, изучая архитектуру Петербурга и его окрестностей можно очутиться в Египте, Франции, Англии, Германии, Италии или Голландии. О влиянии разных стилей на облик столицы Российской империи можно говорить бесконечно. Предлагаем вам прогуляться по Луговому парку Петергофа, подняться на Бабигонский холм и перенестись в античную Грецию в Афинский храм Эрехтейон.
На двадцатиметровой вершине Бабигонского холма, с которого открывается потрясающий вид на окрестности, расположено главное здание Лугового парка – дворец Бельведер, творение архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера. Предназначенный для загородного отдыха, прогулок и пикников Бельведер оправдывает свое итальянское название, что в переводе означает “прекрасный вид”.
Петергофский Бельведер
Магия сооружения заключается в том, что, гуляя по парку, мы не видим дворец ни с одной точки равнины. Он открывается перед нами совершенно внезапно. Пять аллей, которые ведут к нему, скорее уводят от дворца, а открывающаяся панорама с первого и второго этажей на Финский залив и Петергоф, Кронштадт и Санкт-Петербург поистине завораживает. Великий русский художник Александр Николаевич Бенуа вспоминал:
“C балкона Бельведера открывался на все стороны прославленный и действительно изумительный вид – вовсе не какой-либо унылый финский пейзаж, а самый подлинный российский с нежными тенями облаков, скользящими по мягко-волнистым полям, с разноцветными золотистыми нивами, зелеными лугами и темными лесами. В сторону Петергофа из-за деревьев торчала готическая башня “папиного” вокзала и сверкали купола Большого дворца, а вдали за горизонтом яркой звездой в лиловатой дымке сиял купол Исаакия…”
Воспоминания современников Александра Николаевича всегда также пронизаны чувством глубокой нежности и любви к этому месту. А некоторые описывают мгновения, проведенные в Бельведере, как самые счастливые в жизни.
Истинным творцом идеи Бельведера был сам Николай I, о чем свидетельствует собственноручный рисунок с изображением главного фасада Бельведера, высокого гранитного первого этажа и верхнего этажа, окруженного легкой колоннадой. Внизу рисунка надпись:
“Начерчено Государем Императором Николаем Первым и из собственных рук Его Величества получил на Бабьем гоне близ Петергофа 1 августа 1850 в два часа по полудню. Архитектор Андрей Штакеншнейдер”.
Работы по возведению дворца начались в 1853 году, а завершились в 1856, когда Николая I уже не было в живых.
Вы оказались на чудной высоте…
После революции Бельведер использовался как место загородного отдыха трудящихся. Великолепный парк, система каналов, озера и широкая панорама – все способствовало здесь созданию Дома отдыха. Осенью 1920 года замечательный поэт Георгий Иванов, непременный участник “Бродячей собаки”, денди и эстет приезжает в пролетарский пансионат и пишет свой знаменитый рассказ “Карменсита” о прекрасной незнакомке, встреча с которой произошла на Бабигонских просторах.
“Бельведер, – пишет он. – Вероятно, и не все петербуржцы знают его. Об остальных россиянах и говорить не приходится – не слышали, наверное. А между тем это, по справедливости, одно из красивейших, поэтичнейших мест в мире. Очень высокий обрыв. Вы незаметно приближаетесь к нему – местность повышается так отлого, что, придя к цели, вы поражены: вы просто гуляли и вдруг оказались на “чудной высоте”, высоко над какой-то равниной, за которой зеленеет море и видно на десятки верст кругом”.
Удивительной красоты Бельведер и окрестности сильно пострадали сначала во время проведения здесь учебных военных маневров, на которых артиллерия тренировалась выбивать противника с высот. А позднее, во время Великой Отечественной войны, дворец и сад были окончательно разорены, скульптуры уничтожены или похищены.
В середине 1990-х гг. существовал план по превращению земель вокруг дворца в элитный гольф-клуб с пятизвездочной гостиницей и зоной отдыха. Проект не был реализован. Сейчас здание опечатано и никаких восстановительных работ не ведется. Бельведер пустует и постепенно разрушается, что вызывает большое беспокойство местных жителей. Сегодня дворец можно увидеть только снаружи. Но сама территория Лугового парка доступна для прогулок, любой желающий может воспользоваться этим, насладиться пейзажем самого поэтичного парка Петергофа и полюбоваться роскошным дворцом на прекрасном холме.
Материал предоставлен редакцией газеты “ПроОтрадное”
Автор Георгий Матвеевский
Фото: Настасья Березкина