тосненский район :



Записки книжного собирателя. Обыкновенная богиня

Много лет назад мне довелось услышать рассуждения петербургского искусствоведа Игоря Гавриловича Мямлина о Галине Сергеевне Улановой, исполнительским талантом которой он был буквально поражен.

 

8 января исполнилось 115 лет со дня рождения русской балерины, балетного педагога, народной артистки СССР, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и четырех Сталинских премий. Сегодня я хочу рассказать читателям газеты о том, что запомнилось мне из рассказов известного искусствоведа.

 

Галина Сергеевна не была красавицей, но, обладая обаянием загадочности, привлекала людей и, по словам Алексея Толстого, “была обыкновенной богиней”.

 

Эта фраза, сказанная остроумно и точно, не давала покоя петербургскому искусствоведу: “В чем сила Улановой?” Увидев Одетту и Одиллию в “Лебедином озере” в исполнении Галины Сергеевны, Игорь Гаврилович продолжил посещать балеты, где выступала пленившая его исполнительница, дарил ей цветы, писал о ней в периодические издания, много читал, в том числе книгу Бориса Львова “Галина Уланова”, но чем глубже проникал в суть вещей, тем больше склонялся к своему предположению.

 

 

Уланову надо воспринимать не только по эстетическим или музыкальным параметрам. Наверное, были балерины, у которых спина более прямая, чем у Галины Сергеевны, более красивое лицо, чем у балерины в концертном номере “Умирающий лебедь”, но не было такого гипнотического воздействия в окружающем мире, каким она обладала. Если всмотреться глубже – в ней жила особая форма энергии, которая до сих пор не сформулирована ни театроведами, ни любителями балета. Это была энергия, не фиксируемая никакими приборами, но таинственно пробирающаяся в души людей. Она жила в роли, а ее исполнение Сольвейг в “Ледяной деве” было потрясающе сильно выражено.

 

Из учениц Улановой искусствовед выделял Екатерину Максимову, которая была такой же сосредоточенной, собранной в себе, целеустремленной. Она не играла в публичность, престижность, модность. “Когда я смотрел Екатерину Максимову, – вспоминал искусствовед, – мне не раз приходило на ум: в ней есть что-то улановское”.

 

Однажды Игорь Гаврилович сказал: “Сидя в зале, я уловил себя на том, что украдкой смахиваю слезу. Пришло осознание своей беззащитности перед ней, открывающей в танце свою душу. Я – один из зрителей, а в зале – сотни людей. Значит каждый воспринимает ее также и в то же время по-иному…” И далее: “Я не могу правильно анализировать это явление. Да мне и не надо. Но гипнотическая форма энергии, которая исходила из танца Галины Сергеевны, для меня несомненна”.

 

Александр Тетерин

 

 



Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором
свидетельство ЭЛ № ФС77-88048
дата регистрации: 3 сентября 2024

© Все права принадлежат АНО "Редакция газеты "Тосненский вестник". Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.