23 декабря исполняется 225 лет со дня рождения Карла Павловича Брюллова (1799–1852). Этот человек едва ли нуждается в специальном представлении. Никто, кроме него, из русских художников XIX века, не нашел при жизни такую мировую известность. Он был художником высочайшего уровня, обладал широкой образованностью, независимостью суждений и поступков. Только он в среде соратников и любителей искусства удостоился титула “Великий Карл”.
18 октября в стенах Русского музея открылась выставка “Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова”, которая продлится до 12 мая 2025 года. Для обзора представлено более 400 произведений живописи и графики художника, в том числе жемчужина коллекции Русского музея “Последний день Помпеи”. Однако его работа “Христос во гробе” долгое время находилась в частной западной коллекции. Сейчас она передана в Русский музей, и каждый приходящий на выставку может увидеть это шедевральное полотно.
За короткое время в различных периодических изданиях опубликовано много материалов, посвященных примечательной выставке. “Тосненский вестник” не обошел стороной это событие, что побудило многих тосненцев в очередной раз посетить Русский музей. Со своей стороны хочу рассказать о книгах моей библиотеки, которые позволяют взглянуть на художника с иной, необычной стороны.
В последние годы стало выясняться, что в трактовке творчества этого художника имеется немало лакун. Одна из таких таинственных страниц – его наброски и этюды, сделанные в Италии. Сегодня часть итальянских работ находится в Англии, другая часть – в собрании Русского музея. Этюды из итальянской жизни, хранящиеся в музее, на первый взгляд выпадают из ряда живописных и акварельных работ Брюллова. Однако не следует забывать, что художник в разное время ставит перед собой совершенно разные цели, по-разному добивается их.
В 2012 году в Петербурге вышел альбом “Карл Брюллов. Знаменитый и неизвестный”, в котором искусствовед Евгения Петрова задается вопросом: “Знаем ли мы Брюллова-рисовальщика?” На этот вопрос отвечаем словами самого искусствоведа: “…работы из собрания Русского музея существенно расширяют и дополняют представление о методах работы Карла Брюллова, приемах его рисования и техниках, использовавшихся мастером в разные периоды творчества и для разных целей”. Таким образом, Брюллов – это не только “Всадница”, “Итальянский полдень”, “Вирсавия”, это и “Женщина, посылающая поцелуй из окна”, и “Портрет графини Ольги Павловны Ферзен на ослике”, и “Молящийся пилигрим”.
Многие отечественные искусствоведы, писатели интересовались и интересуются творчеством Брюллова, писали и пишут о нем статьи, монографии. В моем собрании есть книга В. И. Порудоминского “Брюллов”, вышедшая в серии “Жизнь замечательных людей” в 1979 году. Сейчас Владимир Ильич живет в Кельне, однако связь с ним не нарушена, периодически переписываемся. Прошло уже более 10 лет, как он принял мое предложение о расширенных автографах на своих книгах. Сегодня на 12 книгах, которые принадлежат его перу, имеются автографы, на обороте титульных листов – пояснения к его трудам, а это повествования о Владимире Дале, Николае Пирогове, Всеволоде Гаршине, Николае Ге, Александре Полежаеве. Есть автограф и пояснения на книге “Брюллов”. На рубеже 1980–1990-х годов книга вызвала неудовольствие высокого начальства, появились всевозможные запретительные документы, опубликовать которые не удалось даже после перестройки. В 2013-м Порудоминский предложил почитать его рукописную статью под названием “Страсти по Великому Карлу”. Сегодня эта рукопись находится в моем литературном архиве. В Тосненской районной библиотеке также имеется книга с автографом Владимира Ильича.
Александр Тетерин