7 декабря Эрмитажу исполнилось 260 лет. В этот день в 1764 году Екатерина II приобрела первую коллекцию живописных работ.
Первоначально картины хранили в апартаментах Зимнего дворца, которые получили французское название “Эрмитаж” – место уединения. Со временем коллекция разрасталась, пополняясь не только живописью, но графическими работами, скульптурой, майоликой, археологическими находками. Таким образом шло формирование коллекционных фондов Эрмитажа, в том числе Научной библиотеки.
Сегодня хочу рассказать, как 6 июня 2009 года я впервые переступил порог Отдела редкой книги Научной библиотеки Государственного Эрмитажа. Тот памятный день запомнился мне в мельчайших подробностях. Сотрудник Отдела Галина Викторовна Дорофеева извлекала из шкафов благородных пород дерева книги, принадлежавшие Александру I, Николаю I, Александру II, Александру III, Николаю II, и проникновенно, с душевным трепетом рассказывала о них.
Книги Екатерины II легко узнавались по суперэкслибрисам и кожаным переплетам красного цвета. О книгах императрицы доводилось читать, изредка приходилось видеть на временных выставках, поэтому сейчас я встречал их как старых знакомых.
Далее – чрезвычайно красивые переплеты из коллекции барона А. Л. Штиглица, поражавшие ювелирной отделкой серебром, полудрагоценными камнями. Здесь же своим загадочным мерцанием погружала в тайны западноевропейского книжного мира синяя эмаль, ровно и красиво покрывавшая старинные переплеты.
Некоторые книжные коллекции начали формироваться еще при Екатерине Великой. Ее увлечение российской историей повлияло на появление в библиотеке славянских рукописей, их списков, житий, хроник. Приобретение манускриптов на кириллице и латинице, средневековых иллюминированных рукописных книг продолжалось на протяжении всей истории Императорской библиотеки.
Принято считать, что собрание книг Екатерины II по военному искусству, истории оружия, рыцарских турниров стало формироваться в 1792 году. Эта тематическая коллекция превратилась в дальнейшем в один из основных разделов библиотеки.
Формирование раздела “География, планы и карты” началось во второй половине XVIII века. Сейчас в нем свыше четырех тысяч картографических изданий. Один из раритетов коллекции – Блау В. “Зеркало земли, или Новый атлас” (1643 г.).
Помимо перечисленных редкостей, довелось увидеть пергаментную рукопись XI века на латинском языке – трактат Марка Туллия Цицерона “О дружбе”, который поражал изяществом почерка и композиционным построением текста.
В 1920-е годы фонды библиотеки стали пополняться книгами и рукописями национализированных библиотек, в том числе изданиями в подписных переплетах. Произведения переплетного искусства вносят определенный шарм и заставляют учащенно биться сердце. Тем более рядом подносные экземпляры – книги, подаренные русским императорам. Подносные экземпляры царствующим особам отличаются блестящей полиграфией, искусными переплетами, иллюстрациями. И на каждом – рукописное или печатное посвящение и автограф дарителя.
Сюда же следует отнести издания, отпечатанные ограниченным тиражом, отличающиеся оригинальным форматом, художественным решением текста, бумагой, необычным переплетом, иллюстрациями, раскрашенными художником от руки.
Книги по истории и географии российских городов, архитектурных ансамблей представляют несомненный интерес. Это связано с тем, что многое из архитектурных строений ушло в небытие. Сегодня только в библиотеке можно увидеть резиденцию графа А. А. Аракчеева (село Грузино), здание Большого театра в Санкт‑Петербурге. Ныне их уже нет…
Особого внимания заслуживают рукописные каталоги, к примеру, первой библиотечной коллекции императрицы Екатерины II, каталог библиотеки Николая II.
Необходимо отметить, что к 250-летию библиотеки Эрмитажа мне удалось приобрести прекрасно изготовленный каталог-альбом, иллюстративный ряд которого уже много лет вызывает душевный трепет и восхищение: “Собранье чудное сокровищ книжных”.
Во вступительном слове к этому изданию директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский говорит: “Ни один экран никогда не вытеснит книжную страницу, не вытеснит из тех областей, где виртуальными знаниями нельзя заменить знания подлинные”. Все так, но время неумолимо, оно движется вперед. При этом Эрмитаж продолжает радовать своих посетителей, а мы не забываем, что ему уже 260 лет.
Александр Тетерин