тосненский район :



Записки книжного собирателя. Творческий путь Николая Рериха

О Николе Константиновиче Рерихе (1874–1947) написаны не только многочисленные книги, но и глубокие, обстоятельные монографии, и довольно сложно найти какие-то интересные новые факты о его жизни и творчестве.

 

Многие годы я интересовался жизнью этого удивительного человека: собирал книги, открытки, почтовые марки, публикации из периодических изданий, посещал его музеи в Москве, Петербурге.

 

Николай Рерих родился 9 октября 1874 года. С юных лет его привлекали живопись, археология, история и богатое культурное наследие России, а равно – культура восточных стран. После окончания юридического факультета Петербургского университета, он поступает в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, учится и успешно его заканчивает. Далее – занятия в студии знаменитого художника Архипа Куинджи, где он тесно общается с Владимиром Стасовым, Ильей Репиным, Николаем Римским-Корсаковым.

 

Примерно с 1906 года в его творчестве проявляется сочетание реализма и символизма, именно с  этого времени художник постоянно участвует в зарубежных выставках, в проектах по защите и возрождению русской старины.

 

В 1916 году из-за болезни легких Рерих вместе с семьей переезжает в Великое княжество Финляндское. Близость к Петрограду позволяет ему заниматься делами Общества поощрения художеств.

 

4 марта 1917 года Максим Горький собрал большую группу художников, писателей и артистов. Среди присутствовавших были Рерих, Бенуа, Билибин, Добужинский, Шаляпин. На совещании избрали Комиссию по делам искусств. Ее председателем назначили Горького, помощниками председателя – Бенуа и Рериха. Комиссия занималась делами по развитию искусства в России и сохранению памятников старины.

 

В 1920 году Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать трехлетнее выставочное турне по 30 городам США, а также поучаствовать в создании эскизов костюмов и декораций для Чикагской оперы. Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в конце 1920-го и продолжалась до декабря 1923 года. Картины Рериха увидели тысячи и тысячи людей, а все его выставки имели чрезвычайный успех.

 

Николай Константинович становится автором первого в истории международного договора о защите культурного наследия – “Знамя мира”, иначе – “Пакт Рериха”.

 

Неуемный Рерих продолжает свои археологические и этнографические экспедиции в неизученных частях Азии. Найдены редкие манускрипты, собраны произведения фольклора, сделаны описания местных обычаев, написаны книги “Сердце Азии”, “Алтай – Гималаи”, создано около пятисот живописных работ.

 

С конца 1935 года он постоянно живет в Индии. Этот 12-летний период, заключительный в его жизни, самый плодотворный в творчестве художника: написано более тысячи картин, несколько томов литературных очерков; он продолжает живописную серию “Гималаи”.

 

В течение жизни он создал более 7000 живописных работ, многие из которых находятся в известных галереях мира.

 

В последние годы некоторые исследователи жизни и творчества Рериха пристальное внимание уделяют тому, что он придавал серьезное значение Шамбале – мифической стране, якобы существующей в Тибете, которая тем не менее упоминается в нескольких древних текстах буддизма. Художник, по мнению этих исследователей, проникал в Шамбалу в поисках оккультных (мистических) знаний.

 

С точки зрения одного из научных сотрудников Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов, с кем удалось поговорить, сегодня все труднее разглядеть среди всевозможных, абсолютно не нужных наслоений творчество художника. Куда-то в небытие уходит основное в его жизни… С этим положением довольно сложно не согласиться.

 

Однажды, находясь в гостеприимном доме петербургского искусствоведа Ирины Борисовны Чижовой, я получил в подарок книгу Л. В. Короткиной “Творческий путь Николая Рериха”, на верхнем форзаце которой имеется автограф:

 

“Дорогой Ирочке на добрую память и в знак нашей многолетней дружбы. Л. Короткина. 27.02.2002”.

 

При этом Ирина Борисовна добавила: “Увлечение Рерихом – дело хорошее, даже – благородное. Среди моих знакомых есть одна дама, которая знает о Рерихе почти все. Познакомьтесь, не пожалеете. При желании – окажу содействие. А книгу этой дамы дарю именно вам”.

 

Людмила Васильевна Короткина – ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея , исследователь творчества Рериха. Не случайно его творчеству посвящены ее монографии “Рерих в Петербурге – Петрограде”, “Рерих”, альбом и многочисленные статьи.

 

В книгу “Творческий путь Николая Рериха” помимо работ, находящихся в России, включены его работы, ранее не публиковавшиеся. Они находятся в Нью-Йоркском музее Н. К. Рериха, о чем тосненцы и жители района впервые узнали из публикации районной газеты еще в июне 1997 года.

 

                                                                   Александр Тетерин

 

 

 



Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором
свидетельство ЭЛ № ФС77-88048
дата регистрации: 3 сентября 2024

© Все права принадлежат АНО "Редакция газеты "Тосненский вестник". Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.