31 августа – 275 лет со дня рождения русского писателя, автора повести “Путешествие из Петербурга в Москву” Александра Николаевича Радищева.
Публикация повести в 1790 году имела для автора серьезные последствия. Екатерина II хоть и увлекалась идеями Просвещения и даже состояла в переписке с Дени Дидро, сочла книгу подстрекательской, приказала отыскать автора (Радищев издал свое произведение анонимно) и судить.
Весь тираж “Путешествия из Петербурга в Москву” был изъят и уничтожен, уцелело лишь несколько экземпляров, однако повесть продолжала расходиться в списках и вскоре стала известна широкой читательской аудитории.
30 июня 1790 года Радищева арестовали, судили за государственную измену и приговорили к смертной казни, которая позже была заменена по распоряжению императрицы десятилетней ссылкой в Сибирь. В 1797 году Радищев был помилован императором Павлом I и получил разрешение вернуться в европейскую часть России, смог даже поступить на государственную службу. При Александре I он был членом Комиссии по составлению законов. Тем не менее его радикальные идеи, высказанные в книге, оттолкнули от него представителей дворянства.
В 1858 году в лондонской типографии А. И. Герцена был отпечатан небольшой тираж “Путешествия”. В России книга вышла только в 1888 году, когда влиятельный издатель А. С. Суворин получил разрешение на публикацию всего 100 экземпляров. После отмены цензуры в 1906 году вышло сразу два массовых издания “Путешествия”.
На сегодняшний день известны считанные сохранившиеся экземпляры, что определяется как чрезвычайная библиографическая редкость.
В 2012 году мне удалось побывать в Российской государственной библиотеке. Группа книжных собирателей посетила в библиотеке Музей книги, где размещена коллекция Смирнова-Сокольского. Среди книг Николая Павловича было издание Радищева 1790 года.
Ряд замечательных художников иллюстрировали это произведение. Очень интересны работы замечательного ленинградского графика и живописца, заслуженного деятеля искусств РСФСР Ивана Степановича Астапова (1905–1982), среди них иллюстрации к главам “Тосна” и “Любани”.
Иллюстрация к главе “Тосна”
Петербургский искусствовед Игорь Гаврилович Мямлин, знавший Ивана Степановича, подарил мне альбом о художнике, а в нем оказалось несколько оригинальных работ мастера, которые написаны к “Путешествию” Радищева.
Некоторые современники Н. В. Гоголя вспоминали о негативном отношении писателя к иллюстрациям художественных произведений, в том числе своих, полагавшем, что они не только отвлекают читателя, но и искажают мысль и стиль автора.
Не ставлю перед собой цели оспорить это утверждение. Отмечу лишь, что в нашем примере произведение и иллюстрации к нему – это счастливое органичное целое.
Александр Тетерин