Эта заметка никогда бы не появились на свет, не окажись на моем рабочем столе с большим запозданием примечательной книги под названием “Театральный Петербург – 2019. Сборник статей и рецензий (СПб., 2020)” – небольшого по тиражу, но глубокого по содержанию издания. Оно вышло из печати как рецензия на театральные постановки 2019 года, который был объявлен в России Годом театра.
После прочтения этой книги на меня нахлынули всевозможные воспоминания. Прошло более сорока лет, когда в Ленинградском театре драмы им. А.С. Пушкина художественным руководителем был И.О. Горбачев, исполнивший главную роль в спектакле “Жизнь Сент-Экзюпери”. Молодого и жизнерадостного Антуана Экзюпери играл стареющий и талантливый, актер. Но речь не об этом. Прочитав рецензию, я вспомнил, что в моей коллекции есть непреходящее произведение Сент-Экзюпери “Маленький принц” на французском языке (Le Petit Prince), издание 1946 года.
Театр, как утверждалось издревле, должен давать надежду. Иначе наступает пустота. В моем архиве есть определенное количество материалов о Николае Константиновиче Печковском – народном артисте РСФСР, певце Кировского (ныне Мариинского) театра. Здесь его фотографии, два автографа и большая переписка между поклонницами, обожавшими лирико-драматический тенор исполнителя, посетившими его выступления 60 (!) раз.
Печковский был награжден орденом Ленина, на его концертах присутствовали руководители страны, в том числе и сам Сталин. Во время Великой Отечественной войны Николай Печковский организовал и возглавил фронтовые бригады, которые выступали на боевых кораблях и оборонных объектах. Но судьба его была трагична. В 1946 году его осудили на десять лет, а после освобождения для певца фактически была закрыта дорога в ведущие театры страны.
Очень хорошо и достойно в выше названной книге “Театральный Петербург” известный переводчик Л.Г. Кондратьева пишет о Николае Павловиче Акимове – русском и советском театральном режиссере, сценографе, педагоге, художнике. С 1935 по 1949 год и с 1956 года он был художественным руководителем Ленинградского театра Комедии (ныне Санкт-Петербургский академический театр Комедии имени Н. П. Акимова). В силу своего возраста, я не знал Николая Павловича, но мне, помимо театра, известны его живописные и графические работы. Как пишет Л.Г. Кондратьева, “он с достоинством защищал свою позицию, был патриотом, созидателем, при несогласии с установками находил достойный выход из положения”.
В свою очередь я был знаком с рядом замечательных людей, членов переводческого семинара Т.Г. Гнедич, а это – И.Б. Комарова, В.Е. Васильев, Г.С. Усова. Последняя, по духовному завещанию Татьяны Григорьевны, написала небольшую, но емкую книгу: Усова Г.С. “И Байрона в соавторы возьму”. (Книга о Татьяне Григорьевне Гнедич. – СПб.: ДЕАН, 2003). Все они хорошо знали портрет Татьяны Гнедич, написанный Акимовым в 1967 году, и неоднократно, встречаясь с ним, благодарили его за портрет своего учителя и наставника в переводческих делах.
Известный переводчик и отечественный эпиграммист Владимир Ефимович Васильев подарил мне первое издание Дж. Байрона “Дон-Жуан” (М.-Л., 1959). На одном из представлений журнала “На русских просторах” я приобрел книгу артиста балета, балетмейстера и постановщика, репетитора, педагога Р.Ю. Вагабова “Безответная любовь” (СПб., 2017). Она о легенде русского балета Алле Яковлевне Шелест, прима-балерине Кировского (ныне Мариинского) театра, кумире любителей ленинградского балета первой половины ХХ века, народной артистке РСФСР, одной из лучших учениц А.Я. Вагановой, чье имя носит сегодня Академия русского балета. С ее именем тесно связаны расцвет и всемирное признание русской балетной школы. Она была, по мнению моей хорошей знакомой Нелли Ляшук, непревзойденной Эгиной в балете “Спартак” Леонида Якобсона на музыку Арама Хачатуряна.
Со сцены Шелест ушла “на пороге его (балета) падения; перенесла величайший взлет популярности и долгое забвение; на ее долю выпали великая любовь и столь же большая измена”. Рафаил Вагабов пишет о великой балерине как о любимом, духовно-возвышенном человеке. В сборнике “Театральный Петербург” Р.Ю. Вагабов ведет разговор о столетии со дня рождения Аллы Шелест, который отмечался в Мариинском театре 1 февраля 2019 года. В этом году исполнялось 105 лет со дня ее рождения. Пишет легко, трепетно и вдохновенно. А это значит, что Аллу Шелест помнят любители и почитатели русского балета.
Александр Тетерин
Фото из архива автора