Интервью с победителем конкурса «Учитель года» Приозерского района.
Нина Симонова, учитель информатики Сосновского центра образования – победитель Международного конкурса педагогических проектов «Моя цифровая школа»и обладатель звания «Учитель года» в Приозерском районе Ленинградской области. Кроме того, Нина Владимировна – популярный в учительской среде блогер, известный за пределами нашей страны. Мы поговорили с педагогом о её профессиональных принципах и ведении авторского блога.
– Нина Владимировна, что для вас значит победа в конкурсе «Учитель года»?
– Это один из этапов моей работы. Я смогла пообщаться с талантливыми конкурсантами, а заодно – пригласила коллег в Сосновский центр образования в рамках нашего неформального методического объединения «Полезная среда». На заседаниях мы делимся опытом с ребятами, которые планируют поступать в педагогические вузы, а также узнаём что-то новое для себя. Такое общение с педагогами из других районов позволяет быть в курсе образовательных трендов.
– Что лежит в основе вашего принципа – обучаться играя?
– Тема геймификации учебного процесса увлекла меня со школьных лет. Помню, как младшей сестре Ане подарили настольную игру про историю Ленинградской области. Я с подругами и сестрой с удовольствием в неё играла. И когда в школе появился урок краеведения, то я была готова к самым сложным вопросам. Без монотонного заучивания мы узнали много нового про наш регион!
В посёлке Кривко во время работы в начальной школе я сделала дерево рефлексии: за пятёрку на уроке ребёнку выдавалась наклейка в виде фрукта или звёздочки, которую он клеил на дерево. В конце года класс, собравший наибольшее количество наклеек, получал приз: ручки, закладки или конфеты. Позже в средней школе я сделала каждому ученику индивидуальную таблицу. Уровень первый – выполнил домашнее задание. Уровень второй – ответил у доски. Уровень «босс» – хорошо написал контрольную работу. Заполняя наклейками графу, дети получали в подарок карандаш или даже сертификат на аннулирование двойки. Ребятам было интересно, каждый раз эти методы давали результат.
– Как ещё вы мотивируете ребят на учёбу?
– Главное – индивидуальный подход к каждому ребёнку. Однажды во время урока восьмиклассник, жуя жвачку и развалившись на стуле, спросил: «Зачем нам учить информатику?». Я понимала, что у него пик подростковой активности, поэтому спокойно объяснила – как важно научиться работать с данными, составлять документы и таблицы. Но в следующий раз он задал тот же вопрос: «Зачем нам информатика?».
«Тебе информатика не нужна», – ответила я. Ребёнок «завис», а потом стал работать вместе со всеми, даже добился определённых успехов. Так я нашла подход к конкретному мальчику, хотя с другим учеником он мог бы и не сработать.
Иногда детей нужно просто выслушать. У меня был мальчишка, который очень странно себя вёл. После урока я спросила, не обидела ли его чем-то. Оказалось, что у парня – серьёзный конфликт в семье. Мальчик поделился со мной, ему стало легче. А позже он поговорил с родителями, в дом вернулся мир – и поведение школьника пришло в норму. Так что главное – найти ниточку, за которую потянуть, и ребёнок раскроется.
– Вы – автор популярного «Блога учителя для учителей». Как родилась его идея?
– Лет десять назад я вела блог, посвящённый популярной компьютерной игре. Публиковала инструкции, обзоры, брала интервью у других игроков. Так и научилась блогерскому делу. Позже этот опыт пригодился в карьере учителя.
На активную работу в социальных сетях меня вдохновила Александра Воробьева – коллега из Кировского района. С ней мы встретились на конкурсе «Учитель года» ещё в 2020 году. Я стала активно публиковать рассказы о жизни педагога-практика, на меня подписались учителя из других регионов России и даже стран СНГ.
Сейчас веду «Блог учителя для учителей» в Telegram и «ВКонтакте». На эти странички подписаны более 10 тысяч человек. Это даёт понимание, что я востребованный специалист, который может ο чём-то поведать коллегам.
– Особой популярностью пользуются ваши сценарии игр для уроков. Расскажите о них!
– Однажды я организовала себе испытание: придумать 30 игр на 30 дней. Месяц прошёл, а останавливаться я не захотела. Сейчас у меня 131 идея: можно играть без повторов четыре месяца подряд! Эти заготовки я переделываю под свою стилистику урока и главное – под особенности детей, чтобы они могли извлечь из игры максимум пользы.
– Вы в профессии с 2007 года: сильно ли изменились дети за это время?
– Дети всегда одинаковые. Некоторые коллеги говорят, что школьники изменились, стали хуже… А они всё также играют во дворе, спешат на любимые уроки и не хотят идти на скучные.
Единственная разница между поколениями в том, что сегодняшнего школьника окружает информационный шум. Информатика помогает им разобраться и отделить бесполезную и опасную информацию от фактов. Мы даже вместе придумали игру «Правда или ложь». Дети приносят какую-то новость, а я с ними разбираю все факты, учу работать с информацией.
А вообще – когда ты приходишь в новый класс, поначалу перед тобой просто дети. А потом ты узнаешь, что Оля хорошо танцует – мы задействуем её в школьном концерте, а Никита умеет собирать и разбирать автомат – его мы от класса отправим на «Зарницу». Мотивация проявляется в индивидуальном подходе. Кто владеет информацией, владеет миром. Учитель, который знает всё про своих учеников, владеет их сердцами.
– А каким вы видите «учителя будущего»?
– Я считаю, в какой-то мере будущее уже наступило. С помощью искусственного интеллекта на уроках мы создаём технологические карты, игры. Даже 5 лет назад я не могла подумать, что такие технологии будут помогать в работе. А 20 лет назад не предполагала, что смогу работать за компьютером вне дома. Когда учитель перестаёт быть готовым к изменениям, он остаётся в прошлом.
Анна Кульчицкая
Фото: архив героини
«Блог учителя для учителей»: https://vk.com/c_steacher