В Гатчине прошёл юбилейный 30-й фестиваль «Литература и кино».
С 3 по 7 июля Гатчина стала центром притяжения любителей кинематографа и литературы со всей России. Творческие встречи, ретроспективные и специальные показы, литературные вечера и тематические концерты в рамках фестиваля «Литература и кино» посетили более пяти тысяч человек. Почётными гостями события стали звёзды советского и российского кинематографа – Светлана Немоляева, Александр Михайлов, Георгий Штиль, Валентина Панина, Иван Краско.
Ленинградская премьера
Гостей кинотеатра «Победа» встречала атмосфера классического искусства. На улице звучала живая инструментальная музыка, по широкому крыльцу прогуливались дамы и господа в костюмах 19 века. Их образы отсылали зрителей к повести «Гранатовый браслет» Александра Куприна – это произведение считается одним из символов гатчинского фестиваля.
— Не зря лучший фильм конкурсной программы ежегодно получает именно статуэтку «Гранатовый браслет», — поделилась с нами артистка гатчинского театра костюма «Катюша». — И для нас, местных артистов, большая честь прикоснуться к этому празднику. В моём наряде работать, конечно, жарковато, но сам процесс того стоит. Здесь царит удивительная атмосфера: все подходят к нам фотографироваться, даже звёзды кино!
Вокруг то и дело мелькали лица актёров театра и кино, знакомые каждому с детства. Например, в день открытия охотно общалась со зрителями народная артистка РСФСР Светлана Немоляева. «Служебный роман», «Гараж», «Евгений Онегин» — в памяти сразу проносились её роли в выдающихся лентах отечественного кинематографа.
Светлана Владимировна приехала в Гатчину, чтобы представить ленту «Чайка» – фильм, открывший программу фестиваля. На сцену она вышла не только как актриса, но и как представитель династии русских кинематографистов. Дело в том, что режиссёром «Чайки» выступила внучка Светланы Немоляевой и Александра Лазарева – Полина Лазарева. И в фильме великая актриса сыграла роль бабушки главной героини.
— Я сама росла в семье киношников и понимаю, насколько сложно сделать полноценный фильм. Это очень тяжёлая работа. Однако работать с Полиной было замечательно. Думаю, если бы она попросила меня сняться вверх ногами, я бы и на это пошла, — с улыбкой призналась Светлана Немоляева. — Считаю, что роль мне подошла блестяще. Особенно понравилось работать с необычным партнёром – поросёнком по имени Альфонс!
К слову, съёмки фильма происходили в Ленинградской области, в том числе – в столице региона. Съёмочная группа оценила и тёплый уют этого города, и виды местной природы.
— Символично, что ленинградцы сегодня увидят сцены, снятые и в их городе. Не знаю, насколько публика в Гатчине строга, но я надеюсь, что никто не пожалеет. Когда писала сценарий, то смеялась и плакала. Надеюсь, такие же эмоции будут и у публики, — сказала Полина Лазарева.
В центре сюжета «Чайки» – судьба писателя, переживающего кризис и в творчестве, и в любви. Пытаясь убежать от проблем, он лишь сильнее запутывается в жизненных неурядицах. Однако авторская ирония и великолепная актерская игра не даёт этой истории скатиться в «чернуху». Остаётся светлая грусть и юмор – как это было, например, в фильме «Осенний марафон». Достойные эмоции от фильма-открытия фестиваля!
Традиции русского кино
На юбилейный кинофорум в Гатчину прибыли и другие артисты: Александр Михайлов («Любовь и голуби», «Мужики!»), Валентина Панина («Звезда пленительного счастья», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»), Наталья Хорохорина («Усатый нянь», «Белые росы»), король эпизодов Георгий Штиль и многие другие. К слову, Александр Михайлов в день открытия фестиваля был удостоен специального приза губернатора Ленинградской области – за вклад в развитие проекта «Литература и кино».
— Когда я бываю в Ленинградской области, меня всегда встречает по-настоящему доброжелательная атмосфера. И на фестивале «Литература и кино», где я впервые побывал 10 лет назад, каждый раз испытываю один и тот же трогательный трепет, — сказал Александр Яковлевич. — Сочетание литературы и кино – редчайшее сочетание. Жана Габена однажды спросили – что является основой кинематографии? И он сказал: «Сценарий и ещё раз сценарий». И правда – если у фильма есть литературная основа, кино обязательно получится!
В свою очередь, организаторы мероприятия неоднократно отмечали: среди главных задач фестиваля – сохранение традиций отечественного кино и продвижение вечных ценностей, таких как семья, гуманизм и любовь к Родине.
— Именно в Гатчине ещё в 1896 году прошли съёмки первой российской киноленты, посвящённой восхождению на престол императора Николая II. В 1920 году здесь же впервые в советское время был снят документальный фильм «Гатчинский фронт» о подавлении вооружённого восстания Керенского в ноябре 1917 года. Спустя полвека здесь же режиссёр «Ленфильма» Михаил Шапиро работал над первым стереофоническим советским фильмом «Катерина Измайлова». Поэтому Гатчина — место, где зарождалось российское кино, — отметил на церемонии открытия глава Гатчинского района Виталий Филоненко.
Что до сохранения традиций, то в афишу фестиваля впервые вошли две мощные ретроспективные программы – в честь 100-летия «Мосфильма» и 110-летия «Ленфильма».
— У жителей Гатчины была возможность посмотреть качественное советское кино. Кроме того, у нас впервые появился конкурс «Сериалы-экранизации». Сериалы захватили мир, этот факт нельзя отрицать, — рассказал о новациях директор фестиваля Михаил Славский. — Прежним осталось главное требование: каждая лента нашей программы – это переложение на язык кино того или иного литературного произведения.
Классика всегда в моде
Пятидневная программа фестиваля опровергла стереотип, что кино сегодня – это обязательно взрывы, дешёвый юмор и острый сюжет. Зрителей ждала встреча с полусотней экранизаций литературных произведений – рассказов, повестей, романов… Будь то тексты Антона Чехова, Льюиса Кэролла, Георгия Владимова или современных авторов.
— Больше 200 заявок поступило на наш фестиваль из разных уголков мира: Сербии, Прибалтики, Беларуси. Хотя основу показов составили наши режиссёры. После отбора осталось 56 кинолент. Мы старались ничего не упустить. Я бы хотел уделить отдельное внимание короткому метру. Для многих молодых режиссёров это шаг в большую жизнь. Думаю, что в скором времени многие из них окажутся в рядах маститых мастеров. И свой путь они начнут здесь – в Гатчине, – рассказал «Ленинградской панораме» программный директор фестиваля Сергей Симаков.
За пять дней кинопоказы в Гатчине посетили более пяти тысяч человек. Вместе с членами жюри они решали, кто станет победителем конкурсной программы. В итоге Гран-при фестиваля – тот самый «Гранатовый браслет» получила лента Бориса Хлебникова «Снегирь». Фильм-катастрофа, созданный на основе повести Георгия Владимова «Три минуты молчания», не только убедительно показывает тяжёлый и рискованный труд моряков-рыболовов, но и раскрывает проблему взаимоотношений между поколениями отцов и детей, столкновение городских правил жизни с суровыми морскими законами…
Приз за лучший полнометражный фильм достался создателям картины «Путешествие Льюиса Кэролла сквозь зеркало, и что он нашёл там». Лучшим игровым сериалом-экранизацией жюри признало «Плейлист волонтёра» по книге Артёма Ляшенко, а сериал «Очевидное невероятное» по произведениям Кира Булычёва получил награду за лучший сценарий-адаптацию для кино.
Были и другие награды: приз за лучшую мужскую роль достался Олегу Кочетову («Загадай любовь»), лучшей актрисой признали Викторию Толстоганову («Вера»). Зрители же особо отметили фильм – закрытие фестиваля «Лгунья».
Ксения Бондаренко
Фото автора, пресс-службы фестиваля «Литература и кино»