В трудовой книжке Тамары Константиновны Николаевой 21 запись: от учителя математики в небольшой сельской школе в Новгородской области до секретаря исполкома Тосненского городского Совета народных депутатов. Трудовой стаж – 31 год, 17 из них – в Тосненском районе. Сегодня, 11 июля, Тамаре Константиновне исполнилось 90 лет. Чем не повод вспомнить о такой большой, интересной и насыщенной жизни.
– Я всегда всего добивалась своим умом, была довольно грамотным специалистом, трудягой и очень энергичным человеком. Никогда не сидела на месте, постоянно куда-то ездила, встречалась с людьми, перенимала опыт, – говорит о себе Тамара Константиновна. – А еще мне невероятно везло на старших товарищей, моих наставников. Это были большие люди, настоящие коммунисты, опытнейшие руководители, которых я внимательно-внимательно слушала, у которых постоянно училась.
Отработав после окончания института год в школе, 25-летняя Тамара с головой окунулась в партийную жизнь. В 1959 году она принята на должность инструктора организационного одела Боровического райкома КПСС. Через семь месяцев утверждена в должности первого секретаря Боровического райкома комсомола. Спустя еще девять месяцев назначена инструктором организационного отдела Новгородского обкома ВЛКСМ… Как говорит сама Тамара Константиновна, свой путь она прошла без натуги, на высоких каблучках. Однако обо всем по порядку.
А потом началась война
Довоенное, а потому счастливое, детство Тамары Константиновны прошло в небольшом поселке Пено Калининской области. Отец, Константин Дмитриевич Панков, работал директором местного леспромхоза, мама, Евдокия Васильевна, трудилась бухгалтером в лесхозе неподалеку. До войны у Константина Дмитриевича и Евдокии Васильевны было трое детей – две дочки и сын. В начале 1942 года в семье родилась еще одна девочка.
– Из довоенного детства я мало что помню. Помню большой дом на две квартиры – в одной из них жили мы. Помню, что он стоял на краю поселка, а в детский сад я ходила через железнодорожные пути. Так вот, почти ежедневно через них меня переводила Лиза Чайкина. Та самая Лиза Чайкина, которая потом стала Героем Советского Союза, – вспоминает Тамара Константиновна.
А потом началась война. В июне 41-го Тамаре было шесть лет. В августе, за несколько дней до того, как на родную землю пришли немцы, семья Панковых отправилась в эвакуацию.
– Отец остался партизанить, ну а мы собрали самое необходимое и отправились в долгий и нелегкий путь, – рассказывает Тамара Константиновна. – Нас было четыре семьи, все с детьми. Погрузились в машину, которая называлась газогенераторка. Небольшая такая полуторочка с двумя башенками. Топилась она дровами. Дров выдали с тем прицелом, чтобы водитель мог вернуться обратно к партизанам. Когда наш лимит дров закончился, водитель высадил нас на дороге и дальше уже мы шли пешком. Вещи несли на себе. Хорошо, что у мамы была складная тележка – на ней она, беременная, везла моего маленького братишку. Название населенного пункта, где мы обосновались, хоть убей, не помню. Помню только большую рощу, где все время пели птицы.
Птицы спасали от голода. Маленькая Тамара уже тогда была девочкой бойкой, как сама говорит, оторвой. Лазила по деревьям за галочьими яйцами. В начале 42-го с продуктами стало попроще. Через десять дней после родов мама пошла работать на молокозавод, который находился за 20 километров от дома. Отец прислал шесть мешков муки, большую банку подсолнечного масла и мешок соли. Дети собирали горох после обмолота. Из крапивы и лебеды варили прекрасные щи. Из колхоза порой выдавали курицу. А однажды председатель принес целую ляжку козла.
Военные годы стали самыми тяжелыми в жизни семьи. На счастье, выжили все. Отец потерял пальцы на ноге – отморозил. В 1944 году, после лечения, его отправили руководить большим леспромхозом в Максатихе. Именно здесь Тамара пошла в школу.
– Я была бойким и ответственным ребенком, все время занималась общественной работой, отвечала за чистоту и порядок в классе. Одноклассники и учителя меня даже называли маленькой хозяйкой, – смеется Тамара Константиновна.
Столяр, токарь, машинист
В 1947 году семья переехала в Нелидово, где отца назначили директором местного леспромхоза. Мама поступила на должность главного бухгалтера Нелидовского шахтного треста. Казалось бы, жизнь налаживается, вот только… В 48-м году трагически умирает братишка, а в 49-м из жизни уходит отец. Наступили тяжелые годы, когда маме одной приходилось тянуть большую семью. Главной помощницей стала старшая Тамара.
Под конец школы у девушки появилась мечта – стать хирургом. Для этого после 10 класса пошла работать санитаркой в местную больницу. Спустя два года собиралась подавать документы в Первый медицинский – не сложилось. От серьезной болезни слегла мама, пришлось остаться на хозяйстве.
– Я уже хотела было забросить мысли об учебе, но мама моя была очень строгих правил. Как только ей стало полегче, в ультимативной форме сказала: надо учиться, – вспоминает Тамара Константиновна. – В медицинский было уже поздно, и я поехала в Великие Луки – город в двух с половиной часах езды от нашего Нелидова. Там находился Великолукский педагогический институт. Поступала по дополнительному набору, оставалось всего три места на трех разных факультетах. В итоге поступила на физико-математический.
Училась Тамара практически на отлично, институт окончила с двумя четверками. Не забывала и про общественную жизнь: сначала стала председателем профкома, а чуть после в придачу к этому возглавила институтский ДОСААФ. Там она научилась водить машину и стала заядлой мотоциклисткой.
– Учиться я должна была четыре года, но нам добавили пятый курс. Последний год был у нас необычным, но интересным. Мы проходили практику в школе и параллельно осваивали другие профессии. Я училась управлять локомотивом, освоила профессии столяра и токаря, практиковалась на Великолукском мясокомбинате. Не знаю для чего, но такая программа была составлена. Я, к слову, получила идеальные оценки, а вместе с ними и «корочки», – рассказывает Тамара Константиновна.
Уже в институте Тамара Константиновна вступила в партию. Попала в сталинский призыв после смерти Иосифа Виссарионовича.
Получила высокую оценку
По распределению должна была стать директором детского дома недалеко от Великих Лук. Однако посчитала, что к столь ответственной работе не готова. Отправилась работать учителем математики в небольшую сельскую школу в поселке Жаворонково Новгородской области. С тех пор судьба ее тесно связала с этой губернией.
Работая в школе, Тамара Константиновна стала секретарем партийной организации колхоза. На этом месте зарекомендовала себя и уже через год получила приглашение в Боровический райком партии. 1959 год отработала инструктором организационного отдела. В 1960-м избрана первым секретарем Боровического райкома комсомола – отвечала за всех комсомольцев района. Вот где пригодилось умение водить мотоцикл! На нем объехала весь район.
Под конец этого же года переведена в Новгородский ВЛКСМ в качестве инструктора организационного отдела, а спустя десять месяцев назначена инструктором отдела партийных органов Новгородского обкома КПСС.
Спустя три года опытного уже специалиста отправили на учебу в Ленинградскую Высшую партийную школу.
– Это была очень серьезная для меня учеба: цеплялась за каждую мысль, очень много работала над собой. На защите получила высокую оценку и окончила школу с отличием, – говорит Тамара Константиновна.
После двух лет учебы вернулась на прежнюю должность, а в 1967 году была избрана вторым секретарем райкома КПСС Батецкого района Новгородской области. Работая здесь, наша героиня познакомилась с Николаем Федоровичем Федоровым, который тогда возглавлял соседний Лужский район. Это знакомство сыграет важную роль в судьбе Тамары Константиновны, но об этом чуть позже.
В 1970 году вышла замуж за Бориса Кирилловича Николаева – фронтовика, танкиста, который работал тогда в Балтийском морском пароходстве механиком. В 1971-м у них родилась дочь Кира. До знакомства с будущей супругой Борис Кириллович жил в Ленинграде и его постоянно тянуло в любимый город.
– Повторюсь, мне всегда везло на руководителей. Меня поняли и помогли перебраться поближе к Ленинграду, – вспоминает Тамара Константиновна.
По воле счастливого случая
В Тосно, в Тосненский район она попала по воле, как сама говорит, счастливого случая. Вместе с мужем они ехали на встречу к первому секретарю Ленинградского обкома КПСС Григорию Васильевичу Романову. Говоря современным языком – на собеседование.
На обочине по дороге из Новгорода в Ленинград увидели знакомую «Волгу». Остановились. И действительно – в сторонке сидел Николай Федорович Федоров, а его водитель Иван что-то колдовал над колесом. Разговорились, Тамара Константиновна рассказала, что едут к Романову по поводу работы. Николай Федорович на это ничего не ответил. Однако…
– Когда я пришла к назначенному времени к Григорию Васильевичу, недалеко от его кабинета увидела Николая Федоровича, но тогда не придала этому особого значения, – вспоминает Тамара Константиновна. – Как только я сказала Романову, что хотела бы работать поближе к Ленинграду, он ответил: «вопросов нет. Ко мне недавно Николай Федорович заходил, у него, кажется, и работа для вас есть». Нажал на какую-то кнопку, зашел Николай Федорович. Пойдешь, говорит, на должность заместителя заведующего орготдела? Конечно, пойду! Что может быть лучше, чем начинать на новом месте заместителем. Так и договорились. 9 октября 1972 года я уже приступила к работе заместителем организационным отделом горкома КПСС.
Через три года Тамара Константиновна избрана заведующей организационным отделом. В 1982 году стала секретарем исполкома Тосненского городского Совета народных депутатов, где и проработала до конца сентября 1989 года – до пенсии.
– Это были замечательные годы, – искренне говорит Тамара Константиновна. – Я ввалилась в Тосно и в район всей своей душой, всей энергией. Тосненский район всегда был на первых ролях, все время шел в рост: в строительстве, в промышленности, в сельском хозяйстве. Я росла вместе с районом, а он рос вместе со мной. На моих глазах Тосно из деревянного превратился в каменный. Мы работали на каком-то особенном подъеме, у нас были сплошные знамена. Работы было много, она была непростая, но, вот честное слово, на работу я всегда бежала словно на праздник.
Иван Смирнов
Фото автора