тосненский район :



Записки книжного собирателя. Россия на берегах Сены

210 лет минуло с тех времен, как русская армия вступила в Париж. 31 марта 1814 года в 2 часа ночи был подписана капитуляция Парижа, и город пал, прежде чем Наполеон успел перебросить свои войска для его спасения.

 

Императрица Жозефина преподнесла русскому царю Александру I поистине царский дар –знаменитую камею Гонзага, портрет правителей эллинистического Египта Птолемея II и Арсинои, вырезанный на сардониксе в Александрии в III веке до н. э. Сегодня эту камею сможет увидеть всякий желающий, если побывает в античных залах Эрмитажа.

 

Дружба русского императора и Жозефины оборвалась вместе с ее жизнью: 30 мая 1814 года императрица скончалась после непродолжительной болезни.

 

Год спустя в соответствии с решением Венского конгресса, закрепляющим права собственности частных лиц на произведения искусства, Александр I приобрел у наследников Жозефины художественную коллекцию, включавшую в себя тридцать восемь шедевров живописи и четыре мраморные статуи Антонио Кановы. Их также можно увидеть в залах Эрмитажа.

 

В начале июня император покинул Париж, а вскоре на родину двинулись и русские войска. Однако, как известно из хроник и книг, расставание с французской столицей было недолгим. Людовик XVIII не сносил французской короны. Он бежал в Гент, ничего не сумев противопоставить Наполеону, вернувшемуся 20 марта 1815 года на трон. На этот раз судьба отвела владычеству Бонапарта всего сто дней.

 

7 июля 1815 года, после триумфа при Ватерлоо, в Париж вступили английские и прусские войска. Не прошло и трех дней, в столицу Франции примчался Александр I. Именно с этого времени он стал царем царей и выполнял эти обязанности с большим достоинством до конца сентября 1815 года.

 

25 сентября 1815 года он навсегда покинул Париж. Как это ни парадоксально, Александр ни разу не встретился с Наполеоном во Франции. Судьба постоянно разводила их.

 

В Эрмитаже есть Портретная галерея в память о войне 1812 года. Она была задумана еще императором Александром I, но была открыта лишь в 1826 году, через год после его кончины. Всего здесь 332 портрета героев войны, выполненных английским мастером Джорджем Доу. Большая часть полотен написана с натуры, для создания изображений погибших и умерших ветеранов использовались сохранившиеся портреты.

 

Есть и портрет императора, гарцующего на белом коне на фоне панорамы Парижа. Изображение Александра I принадлежит немецкому живописцу Францу Крюгеру.

 

В декабре 2003 – марте 2004 года в Эрмитаже прошла представительная выставка “В Париже Росс!” На контртитуле каталога выставки обозначено: “К 300-летию Санкт-Петербурга”. Помимо оружия, живописных работ, были выставлены предметы стиля ампир (от франц. empire – “империя”) означал бы “стиль Наполеона”, если бы он не стал международным и не вышел бы за рамки эпохи великого корсиканца. Идеология Наполеоновской империи создала некий искусственный Ренессанс, чем мы и любуемся сегодня.

 

В моей коллекции есть среднеформатный отрывной календарь, датируемый 1912 годом – столетний юбилей Отечественной войны 1812 года. События той войны хорошо памятны для русского человека, поэтому они живут в поэзии, прозе, живописи, изделиях Императорского фарфорового завода.

 

Александр Тетерин

 

 



Все права принадлежат
АНО "Редакция газеты "Тосненский вестник".
Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности
2023

© Все права принадлежат АНО "Редакция газеты "Тосненский вестник". Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.