Семейный архив, основа которого заложена моими родственниками в 1912–1916 годах, находился в альбомах для фотографий и открыток. Именно в таком виде он сохраняется по сей день.
Годы спустя, когда появились записи мамы, называемые сегодня дневниками, я поместил их в небольшие бумажные папки. Первые дневниковые записи датированы довоенными годами, и так продолжалось много лет подряд, вплоть до середины 1960-х. Записей отца нет, но есть его грамоты, государственные награды, фотографии, первые из которых сделаны в годы Великой Отечественной войны.
Сегодня мой архив насчитывает 83 папки-регистратора, а в них документы, принадлежавшие ленинградским-петербургским искусствоведам, которых я знал, музейным работникам, нормативные документы людей, давно ушедших в иной мир, записи известных людей России, в том числе Северо-Западного региона, их поощрительные документы, фотографии. Этим, конечно, архив не исчерпывается. А вот о картмаксимуме, полученном десять лет назад от одного из филокартистов Петербурга, стоит сказать особо (картмаксимум – художественная открытка, имеющая на своей лицевой стороне почтовую марку с гашением, при этом марка либо полностью повторяет открытку, либо похожа на нее).
Картмаксимум появился на свет в 2013 году в Киеве и посвящался 120-летию со дня рождения Веры Васильевны Холодной (до замужества – Левченко) – самой знаменитой киноактрисе своего времени, вошедшей в историю как “королева экрана”.
Она родилась в Полтаве 5 августа 1893 года, а вскоре семья переехала в Москву. Вера, несмотря на огромный конкурс, поступила в балетное училище. На балу по случаю окончания гимназии она познакомилась со студентом-юристом Владимиром Холодным. А через несколько месяцев они обвенчались, при этом оба семейства были против этого брака. Через два года в молодой семье появилась дочь Женя. Еще через год семья удочерила девочку Нонну.
Существует несколько версий прихода актрисы в кинематограф. Александр Вертинский, кумир эстрады первой половины XX века, утверждал, что это произошло благодаря его содействию. Однако подтверждений этому в других источниках нет.
Первая эпизодическая роль Холодной – в экранизации “Анны Карениной” (1914 г.) режиссера Владимира Гардина. В 1915 году она снялась у Евгения Бауэра в картине “Песнь торжествующей любви”, где сыграла главную роль, которая принесла ей широкую известность. За четыре года кинематографической жизни Вера Холодная снялась в 35 фильмах.
Много раз актрисе предлагали уехать из России. За рубежом она была чрезвычайно популярна. Фильмы с ее участием шли в Европе, Америке, Японии. Ей предлагали контракт на 10 лет в Германии, ее звали во Францию, но на все предложения Холодная отвечала отказом. Говорила: “Мое место в России”.
В 1917 году на экран вышел один из лучших фильмов Веры Холодной – “У камина”, который имел у зрителей исключительный успех.
Летом 1918 года актриса приехала в Одессу на завершение фильма “Княжна Тараканова”. Но съемочной группе из-за интервенции пришлось задержаться в Одессе на полгода, а 8 февраля 1919-го Вера Васильевна заболела испанкой – особой формой гриппа. Через несколько дней ее не стало… Это произошло 17 февраля 1919 года.
При советской власти, когда в кино появился звук, было уничтожено множество немых кинокартин. И сегодня мы даже не знаем, в каких лентах снималась Вера Холодная. В источниках указаны разные цифры.
Тело актрисы забальзамировали, чтобы при первой возможности, едва войска Антанты оставят Одессу, перевезти в Москву. Гроб с телом актрисы сокрыли в часовне на Старом христианском кладбище Одессы и вспомнили о нем… только в 1931 году, когда кладбище было решено превратить в парк культуры. Останки актрисы были отправлены в Москву, но… по дороге затерялись.
В 1975 году в СССР вышел фильм Никиты Михалкова “Раба любви”. В основу сюжета легли эпизоды из жизни Веры Холодной. Актрису Ольгу Вознесенскую, прототипом которой была Холодная, сыграла Елена Соловей.
Александр Тетерин