Почётное звание присвоено городу в Тосненском районе Ленобласти.
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко подписал закон, который присваивает Любани звание Города воинской доблести. В документе отмечается трудовой, гражданский и ратный подвиг местных жителей и трудовых коллективов, а также мужество, героизм и высшая воинская доблесть, проявленные частями и соединениями Красной армии при обороне и освобождении города.
Наша общая память
Сегодня Любань – небольшой город на юге Ленобласти, расположенный на полпути от Санкт-Петербурга в Великий Новгород. Это комфортное место для жизни – с современным благоустроенным парком и скверами, старинным железнодорожным вокзалом, прекрасными храмами. В наши дни в Любани живут и трудятся около 10 тысяч человек. Десятки тысяч гостей посещают это место, проезжая по расположенной рядом автотрассе.
Тем, кто впервые приезжает сюда, сложно поверить, что город был полностью уничтожен в годы Великой Отечественной войны. За время оккупации фашисты сожгли более 2 тысяч домов, разрушили все бытовые и культурные учреждения. К моменту освобождения в многотысячном некогда городе проживало всего 110 человек.
История воинской доблести Любани неразрывно связана с историей обороны и блокады Ленинграда. Даже дата освобождения Любани – 28 января 1944-го – практически совпадает с днём полного снятия блокады.
Символично, что накануне 80-й годовщины этого события Любань была удостоена звания Города воинской доблести. С такой инициативой выступила местная жительница, руководительница городской библиотеки Зинаида Анатольевна Крылова. Её поддержала областная комиссия по присвоению почётных званий, а позже – и Законодательное собрание Ленобласти.
— Это звание — наша высшая степень признательности жителям Любани за мужество, стойкость и героизм, проявленные ими в борьбе за свободу и независимость Родины во время Великой Отечественной войны, — прокомментировал решение Владимир Цой, заместитель председателя правительства Ленинградской области.
Годы оккупации
Почётное звание «Город воинской доблести» присваивается городам и населённым пунктам Ленинградской области, на территории которых в годы Великой Отечественной войны проходили ожесточённые сражения. Ранее его были удостоены Волхов и Кингисепп, Лодейное Поле и Подпорожье.
Место Любани в этом почётном списке не вызывает сомнений. Кровопролитные бои пришли на территорию Тосненского района уже через несколько недель после начала Великой Отечественной. В августе 1941-го – сразу после прорыва Лужского оборонительного рубежа, фашисты устремились в сторону Любани и Тосно. Они рвались занять крупный железнодорожный узел, имевший стратегическое значение. К концу лета гитлеровцам удалось достигнуть поставленной цели.
Местные жители познали все ужасы оккупации: от угона на работы в Германию до сожжения целых деревень в ходе карательных акций. Людям запрещалось свободное перемещение, за нарушение комендантского часа могли расстрелять, за помощь партизанам – предать страшным пыткам. Мужчины и женщины, дети старше 12 лет обязаны были работать на фашистов по 14-16 часов в день. Ленинградцы голодали, уходили жить в землянки и всё это время – ждали прихода советских войск.
Путь к освобождению
Впрочем, ни одного дня немцам не жилось спокойно. В числе прочих подразделений с первых дней войны в бой с ними вступила 2-я рота истребительного батальона № 93, сформированная в Любани из рабочих и служащих Октябрьской железной дороги, деревообрабатывающего завода, совхоза «Любань» и местного техникума.
Ширилось партизанское движение – в лесах и болотах окрест Любани действовали сразу 8 крупных отрядов. Даже в первую военную зиму, практически без снаряжения и тёплой одежды, в условиях нехватки продовольствия они умудрялись наносить разящие удары по немецкому тылу. Всего же за годы войны партизаны истребили сотни фашистов, сбили три самолёта, подорвали десятки машин снабжения, уничтожили десять мостов. Они же вывели из окружения свыше 3.5 тысяч красноармейцев.
Первые попытки освобождения Любани были предприняты ещё зимой 1941-1942 годов – во времена самых тяжёлых испытаний для Ленинграда. Чтобы спасти жизни миллионов ленинградцев, необходимо было как можно скорее прорвать блокаду. С этой целью в январе 1942-го началась Любанская наступательная операция. Она стала одной из трагических страниц в истории Великой Отечественной: за несколько месяцев Красная армия потеряла не менее 100 тысяч бойцов, при этом кольцо блокады так и не было разорвано.
Разгромить немцев удалось двумя годами позже: в ходе операции «Январский гром», которая стала одним из этапов Ленинградско-Новгородского стратегического наступления. В награду за тяжёлый ратный труд две штурмовавшие Любань дивизии — 80-я и 281-я — получили почётное наименование «Любанских».
Больше, чем награда
Сегодня Любань хранит память о подвиге Красной армии и страданиях мирных жителей. В городе расположены сразу несколько мемориалов, посвящённых событиям тех лет. В их числе – знаменитая «Берёзовая аллея» – братское захоронение 14 000 советских воинов, погибших в 1941-1944 годах. В 2023 году по инициативе областного Комитета по печати в Любани установили памятник военным журналистам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Единственный в своём роде монумент появился на Аллее журналистов в сквере 30-летия Победы.
В Любани регулярно проходят памятные мероприятия, здесь формируются добровольческие отряды поисковиков, на воинских захоронениях устраивают субботники и торжественные митинги. Например, в этом году в Любани прошла акция в память сожжённых захватчиками ленинградских деревень. С этой бедой любанцы хорошо знакомы: в годы оккупации фашисты полностью уничтожили сразу 57 поселений.
С трепетом местные жители отнеслись к присвоению Любани звания Города воинской доблести.
– Город воинской доблести – это не просто название, это символ. Символ силы, мужества и героизма, который отражает роль и значение Любани в истории военных действий, обороны Ленинграда и побед Красной армии. Для нас большая честь ощущать связь родного города с богатой и славной историей Родины, насыщенной битвами, сражениями и подвигами отважных воинов, – рассказал нам глава администрации Любанского городского поселения Максим Богатов.
Ну а главной мечтой всего города остаётся создание собственного краеведческого музея, посвящённого в том числе подвигу защитников и освободителей Любани. Над этим проектом активно работают энтузиасты: есть мысли, идеи и даже экспонаты – но пока что не хватает финансирования. В год 80-летия освобождения от фашистов эта задача кажется особенно актуальной в масштабах всего 47-го региона.
Роман Лопаткин
Фото: Ленинградский областной государственный архив, Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
История – словами поэта
***
От Любани до Мги всё леса да болота
И суровый, до блеска стальной небосвод.
От Любани до Мги погибала пехота,
Понимая, что помощь уже не придёт.
«Где шестой батальон?.. Где четвёртая рота?..»
За спиной – Ленинград. Невозможен отход.
«Только насмерть стоять! Только насмерть, пехота!..»
И стоит. И уже с рубежа не сойдёт.
Гимнастёрка намокла от крови и пота,
Израсходован в схватке последний патрон.
Но стоять, лейтенант! Не сдаваться, пехота!
Ты не станешь, не станешь добычей ворон.
Кто-то тонет, не сбросив с плеча пулемёта,
Кто-то лёгкие выхаркнул с тиной гнилой.
Вот она, сорок первого года пехота,
Меж Любанью и Мгой, меж Любанью и Мгой.
В День Победы ты тихо пойди за ворота,
Ты услышь, как вдали раздаются шаги.
Это без вести павшая наша пехота –
От Любани до Мги, от Любани до Мги…
Николай Рачков