тосненский район :



Записки книжного собирателя. Хранитель коллекции Эрмитажа

Письмо от Ирины Радиковны Багдасаровой, старшего научного сотрудника и хранителя фарфора Государственного Эрмитажа, пришло на мою почту в канун Нового, 2024 года. Она благодарила за статью о ней, опубликованную в газете “Тосненский вестник”, при этом сообщала: “В статье вы упоминаете Галину Алексеевну Миролюбову, которая скончалась в этом месяце… Сожалею, если об этом вы узнаете от меня, тем более что именно Галина Алексеевна нас с вами и познакомила”.

 

Сообщение было чрезвычайно печальным. В сознании промелькнули наши многочисленные встречи с Галиной Алексеевной, которые случались не только в стенах Эрмитажа, но на других выставочных площадках Петербурга, ее рассказы о начале работы в прославленном музее страны, о русских литографиях XIX века, хранителем которых она являлась, запомнились на годы.

 

Сегодня, просматривая ее книги, написанные с любовью, глубоким знанием и заинтересованностью, я вспомнил об этом удивительном человеке, о коллекции, находящейся в ведении Галины Алексеевны, о выставке “Портрет в русской литографии XIX века”. Известно, что на подобные мероприятия никто из посторонних, как правило, никогда не приглашается. Для меня, к счастью, было сделано исключение. Галина Алексеевна была рада этому, а весной 2017 года надписала свою книгу “Русская литография”, давно хранившуюся в моей библиотеке.

 

Через год, летом 2018-го, было решено показать ей литографии Рудольфа Гундризера, фамилия которого отсутствовала в книге Галины Алексеевны. Об этом мастере точных биографических сведений не сохранилось, известно лишь, что ему принадлежала мастерская по подготовке литографий в Смоленской губернии, где он частенько работал. А его литографии известных людей середины XIX века, как выяснилось, малоизвестны почитателям этого вида искусства.

 

Галине Алексеевне я принес для ознакомления и рекомендаций лишь две литографии, поступившие в коллекцию от петербургского искусствоведа Ирины Борисовны Чижовой. Первая работа – литографический портрет Викентия Карловича Вишневского (1781–1855), российского астронома, геодезиста. Вторая – литографический портрет Андрея Михайловича Шегрена (1794–1855), российского языковеда, историка, этнографа.

 

Галина Алексеевна знала эти портреты, а от себя добавила: “Я очень рада, что есть люди, которые собирают и изучают русскую литографию. И, надеюсь, что вы, Александр Александрович, напишете о вашем интересе, как обычно делаете в таких случаях”.

 

Коллекция русского литографированного портрета в Эрмитаже одна из крупнейших в мире. Поэтому большая работа по отбору для экспонирования на выставке 150 произведений, наиболее ярко отражающих основные этапы развития искусства литографии в России, была проведена главным хранителем коллекции Галиной Алексеевной Миролюбовой, кандидатом искусствоведения, ведущим научным сотрудником отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

 

К выставке был подготовлен исчерпывающий, высококачественный каталог, который стал не только библиографической редкостью, но и классикой жанра: “Портрет в русской литографии XIX века: Каталог выставки”. Он отпечатан на специальной тонированной бумаге, что позволяет воспринимать литографию во всей ее эмоциональной выразительности, мягкости и лиризме. На моем экземпляре каталога имеется надпись: “Удивительному ценителю русского искусства и музейного дела Александру Александровичу. С уважением, Г. Миролюбова. 21.09.2012 г.”.

 

Александр Тетерин

 



Все права принадлежат
АНО "Редакция газеты "Тосненский вестник".
Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности
2023

© Все права принадлежат АНО "Редакция газеты "Тосненский вестник". Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.