Изделия Императорского фарфорового завода, изящные и возвышенные в своей красоте, всегда привлекали внимание любителей прекрасного. Петербуржцы и гости города охотно посещают специализированные магазины, в которых можно приобрести продукцию завода, а затем подарить чашечку, чайничек, а то и сервиз своему близкому человеку. Особенно приятно это делать в канун Рождества и Нового года.
Императорский фарфоровый завод – старейшее в России и третье в Европе крупное предприятие, производящее фарфор, – был создан повелением императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году. Название “Императорский” завод получил в 1765 году, а ранее именовался “Невская порцелиновая мануфактура”. Спустя сто лет при заводе был организован музей. В музей передавались образцы, являвшиеся пособием для художников и скульпторов предприятия, а фонды регулярно пополнялись новыми изделиями.
По традиции, берущей начало в XVIII веке, главная выставка фарфора ежегодно устраивалась в канун Рождества в залах Зимнего дворца, где императорской семье и придворным представлялись лучшие произведения, созданные за истекший год.
1917 год прервал эту традицию, однако “важные элементы культуры, – по словам известного современника-искусствоведа, петербуржца Льва Всеволодовича Мочалова, – имеют свойство, как Феникс, возрождаться”.
В лихие 1990-е годы необычайно богатая и содержательная заводская коллекция фарфора чуть не перешла в частные руки, но вмешательство общественности, специалистов, директора Государственного Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского остановило этот разрушительный процесс. В результате колоссальной работы уникальное собрание в 2001 году перешло под управление Эрмитажа, стало частью всемирно известного музея.
С 2002 года, возрождая старый обычай, как всегда в декабре, в стенах Зимнего дворца Эрмитаж представляет на суд зрителей выставки русского фарфора, объединенные циклом “Поднесение к Рождеству”. Каждая выставка сопровождается великолепным каталогом, приобретение которого становится не только желанным, но и важным коллекционным дополнением к увлечению фарфором.
Почти всякий раз, просматривая каталоги, я встречал имя Ирины Радиковны Багдасаровой, принимавшей участие в их подготовке, и, конечно, захотел с ней познакомиться и, возможно, написать о ней. За содействием я обратился к Галине Алексеевне Миролюбовой, ведущему научному сотруднику Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, которая любезно выполнила мою просьбу.
Ирина Радиковна – человек молодой и необычайно увлеченный. Сегодня она старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, ученый секретарь Отдела и хранитель фонда русского фарфора и керамики XVIII – начала XIX века.
Так сложилось, что всякий раз, посещая предновогоднюю выставку в Эрмитаже, я приобретаю каталог. Почти на каждом из них – развернутый автограф Багдасаровой. Но есть исключения. На титульном листе каталога “Античный фарфор”, выставка которого прошла в декабре 2012 г. – марте 2013 г. – два автографа: Ирины Радиковны как составителя и Людмилы Ивановны Давыдовой – автора каталожной статьи “Живая античность”.
23 декабря в Эрмитаже открылась выставка “Путешествие в страну детства. Советский и современный фарфор” из цикла “Поднесение к Рождеству”. Дорогие друзья! От всей души советую посетить эту выставку. Уверен: она подарит вам незабываемые эмоции.
Александр Тетерин