тосненский район :



Санитар, паж, арестант

В кино снимаются только профессиональные артисты? А вот и нет! Сниматься в кино приходят люди разных профессий и разного возраста. Лауреат Всероссийского конкурса “Таланты”, неоднократный победитель областного конкурса “Звезда культуры”, организатор и ведущий фестиваля “Кино – любовь моя” Алексей Быстров тоже снимается в кино.

 

Кто в Тосно и районе не знает Алексея Быстрова? Много лет он работает в СКК “Космонавт”. Был заведующим культурно-массовым отделом, художественным руководителем, заместителем директора и директором. Сейчас он – культурный организатор Тарасовского филиала СКК “Космонавт”.

 

Алексей не мыслит своей жизни без кинематографа и частенько снимается на киностудии “Ленфильм” в эпизодах и массовых сценах. Об этом наш сегодняшний разговор.

 

– Алексей, это была твоя мечта – сниматься в кино?

 

– Я действительно всегда мечтал об этом – стать актером кино и театра. Впервые прикоснулся к миру кинематографа еще в студенческие годы. Мне тогда было восемнадцать, и меня пригласили поучаствовать в съемках картины “Звездочка моя ненаглядная” режиссера Сергея Микаэляна. Это был фильм о войне в Чечне, девяностых и о любви. Микаэлян тогда отбирал в колледже культуры студентов для массовой сцены. И меня взяли! Это была съемка эпизода свадьбы: я вместе с другими гостями встречал молодоженов. Съемка проходила три дня.  По тем временам мне неплохо заплатили: семьдесят пять рублей. Это было больше, чем моя студенческая стипендия. А сейчас у меня уже более 90 съемочных дней в эпизодах и массовых сценах и участие в двадцати пяти проектах, а это полнометражные фильмы, сериалы, клипы. Надо сказать, что массовые сцены в кино важны не меньше, чем сольное выступление кинозвезды. Без массовки ни один фильм не обходится. Конечно, за съемки в массовке платят немного, но зато вы получите множество позитивных эмоций и новых знакомых.

 

– Как же снимается кино?

 

–  Сразу скажу, что кино не снимается по порядку. Так, в один и тот же день могут снять сцену из начала, конца и середины фильма. Все будет зависеть от места съемки, от графика актеров, от условий сценария: день или ночь, лето или зима. Я снимаюсь в эпизодах, а эпизод – это очень маленькая роль. Она может состоять из одной реплики или быть совсем без слов. Например, продавец, прислуга или официант. Но съемка эпизода может идти долго. Помню, снимали в “Крестах”, где я играл роль арестанта, скажем так, из высокого сословия, в фильме “Хроники русской революции” Андрея Кончаловского. Два часа помреж работал, чтобы снять этот эпизод. Два с половиной часа без перерыва нас держали за настоящей тюремной решеткой и только потом начали снимать. А Кончаловский одну минутную сцену снимал четыре часа – много дублей! Поражало то, как основательно работали с каждым героем эпизода. Часто бывает так: нам говорят, что идет репетиция, мы раскрепощаемся и вдруг неожиданно слышим: “Стоп! Снято”. Отдельно скажу о костюмах. Если речь идет об историческом фильме, то вначале мы приезжаем на “Ленфильм” в костюмерную на примерку, а потом уже костюмы выдают прямо на съемочной площадке.  На съемку современного фильма можно приходить в обычной своей одежде. Недавно снимали фильм “Преступление и наказание”. Действие фильма перенесено в девяностые годы XX века. Костюмер дал мне задание: самому подобрать для эпизода одежду бомжа. Пришлось уже дома с женой искать старые вещи и собирать образ.

 

– Алексей, съемки в каких фильмах наиболее тебе запомнились?

– Вспоминаю фильм “Шаляпин”, где я всего четыре секунды играл роль Барина, и, конечно, первый фильм, где у меня была эпизодическая роль со словами – “Лаборантка”. Я играл посетителя ресторана, сидел рядом с главными героями. На столе была настоящая еда, и мне режиссер сказал: “Ты должен есть!”. Было шесть дублей. В общем, помидоров я тогда наелся на год вперед. Съемки проходили в Пушкине. Потом были съемки в “Екатерине Великой”, я играл в эпизоде вместе с Елизаветой Боярской и Антоном Хабаровым, по роли был их личным пажом. Снимался, как и положено, в парике, в камзоле, было очень неудобно. До сих пор со страхом вспоминаю, как все время боялся уронить поднос с бокалами во время застолья.

 

Помню седьмое августа нынешнего года, первый съемочный день фильма “Преступление и наказание”. Вдруг начался сильный ливень, пришлось стоять по колено в воде несколько дублей. Это было в самом центре Санкт-Петербурга. В том же августе снимался фильм “Комитет”. Съемки о штурме Белого дома в 1993 году были в Екатерининском парке. Я в роли митингующего забрался на памятник Екатерины (это три метра над землей) и громко кричал: “За Ельцина! За Россию!”.

 

– Были ли во время съемок комические моменты? Традиции, приметы и суеверия – все это, конечно же, бывает у людей искусства?

 

– Конечно! Киношники – ребята веселые, Первое, что приходит на ум, – съемки в картине “Хроники русской революции” у Кончаловского и команда режиссера: “Уважаемые хроники! Продолжаем”. Курьезных, юмористических случаев было немало. Как-то в массовке играл санитара в больнице имени Мечникова. И настоящие врачи приняли меня за своего санитара: выдали каталку с больным и попросили отвезти в реанимацию. Когда все выяснилось и медики поняли, что я из съемочной группы, они долго смеялись. Если у любого члена съемочной группы упадет сценарий, то перед тем как поднять его, нужно на этот сценарий сесть. Тут не имеет значения, упал сценарий на пол, на снег или в лужу, придется садиться. Еще нужно избегать слова “последний”. Всегда только “крайний”: крайняя сцена, крайний дубль, крайний кадр.

 

Перед началом съемок нужно разбить тарелку с автографами съемочной группы, разбивает ее режиссер о штатив камеры. Делают это обычно после первого кадра или дубля. И каждому члену съемочной группы раздается по осколку. Иногда еще и говорят принести их после съемок, чтобы попытаться собрать тарелку. И у меня на память остался не один такой осколок.

 

– Наверняка на съемочной площадке тебе приходилось общаться с известными актерами.

 

– Как правило, во время съемочного процесса к ним подходить нельзя – никаких автографов. Времени у них в обрез: приезжают на площадку где-то за час, а нужно еще выучить слова. Тишина должна быть полная, никаких мобильных. И только после того как сцену сняли, если сам актер захочет, можно пообщаться. Но я подкупал тем, что многие из наших актеров были у нас в Тосно на кинофестивале и им у нас понравилось. А Валентина Талызина так и сказала мне: “Я хочу еще раз встретиться с тосненским зрителем”. Было приятно. Мы с ней дружим семьями – раз в полгода бываю у нее в Москве. Часто встречаюсь с Татьяной Пилецкой, Семеном Фурманом. А Нина Усатова даже сказала мне: “Ты, по-моему, больше меня снимаешься”. А еще мне посчастливилось встретиться с Никитой Высоцким, сыном легендарного Владимира Высоцкого. Я попросил сфотографироваться с ним для истории. На что он ответил: “Сфотографироваться можно, но для истории это нужно было делать с моим отцом”. И, конечно, я в восторге от того, как работает на съемочной площадке Андрей Кончаловский.

 

– Алексей, с чего нужно начинать, если хочешь сниматься в кино?

 

– Запишитесь в массовку. Вы увидите изнутри, как проходит процесс съемки, и поймете – нужно ли это вам вообще. Работа в кино нервная и трудная, но интересная. Главное – осознавать, что это вам действительно необходимо, и тогда открываются возможности. Обязательно нужно быть уверенным в себе и своих способностях. Терпение, упорный труд и искреннее желание продолжать путь в киноиндустрию помогут вам. Кто знает, может, судьба улыбнется и вас заметят? А потом пригласят сняться в фильме уже в большой роли.

 

Светлана Чистякова

 



Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором
свидетельство ЭЛ № ФС77-88048
дата регистрации: 3 сентября 2024

© Все права принадлежат АНО "Редакция газеты "Тосненский вестник". Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.