Предположительно погибли они зимой 1942 года в боях с бойцами 2-й Ударной армии.
Необычную находку житель деревни Вороний Остров Михаил Петков нашёл на собственном участке, который приобрёл лет восемь назад.
— Решил, как говорится, поставить забор. Бурил лунки под закладные, буром наткнулся на косточки. Потом вытащил кусочки материи и двух маленьких игрушечных солдатиков, – рассказал «Тосненскому вестнику» Михаил Михайлович. – Стал копать лопатой, пошли более серьёзные останки, череп, ещё один, третий. Понял, что останки человеческие, понял, что это немцы и позвонил в 112.

В тот же день, в пятницу 14 апреля, на месте были участковый из Любани и следователь следственного отдела по городу Тосно следственного управления СКР по Ленинградской области. Помочь с подъёмом останков следователь попросил бойцов из поискового отряда «Ягуар» (деревня Нурма). На следующий день поисковики были на месте. По подъёму останков немцев работали командир отряда Андрей Журавлёв, Александр и Константин Забойкины, Сергей Петров, Александр Поклад и Максим Опалихин.
— Работали два дня до сумерек, – говорит командир отряда «Ягуар» Андрей Журавлёв. – В первый день определили границы захоронения, поняли, что всего здесь лежит шесть человек, частично зачистили останки. На второй день зачистили всё до конца и эксгумировали останки. Работали археологическим способом.

В первый день поисковикам попались и первые находки. По ним стало понятно, что хоронили погибших немецкие похоронщики. Амуниции и снаряжения не было, зато в карманах остались некоторые мелочи, в том числе, кошельки с деньгами. Все были в обуви – в сапогах и ботинках. Также у каждого солдата остался смертный жетон. Что самое интересное, у одного из них жетон Кригсмарине (официальное наименование военно-морских сил нацистской Германии).

— Очень интересная и редкая вещь, – пояснил Андрей Журавлёв. – На этом жетоне удалось прочитать имя – Карл Злельке. А вот чего-то большего сказать пока не могу. Дело в том, что жетоны Кригсмарине заполнялись иначе, чем обычные и для расшифровки необходимо применять другую таблицу. Расшифровав другие жетоны, мы сделали вывод, что захоронение было сборным – военнослужащие не из одного подразделения. Там минимум два запасных пехотных батальона и запасная автомобильная рота. Скорее всего хозяин участка нашёл неучтённое воинское захоронение. В года войны деревня была чуть в стороне, а на этом месте рос лес.
Были при немецких военнослужащих и боеприпасы. Поисковики подняли 72 патрона от винтовки Маузера, нашли две гранаты М-39 – так называемое «яйцо» – немецкая наступательная ручная граната. Также была обнаружена 30-миллиметровая осколочная граната для ружейного гранатомёта. Боеприпасы и взрывоопасные вещества поисковики передали группе разминирования инженерных войск Министерства обороны РФ.

— Не могу утверждать со стопроцентной уверенностью, но предположительно эти немцы погибли зимой 1942 года, когда 2-я Ударная армия прорывалась на соединение с 54-й армией Волховского фронта, – считает командир поискового отряда «Ягуар». – Судя по пуговицам, которые выкрашены в белый цвет, дело было зимой. За эту версию говорит и то, что захоронение было неглубокое – сантиметров 40-50. Боевые действия в окрестностях велись в августе 1941 года при немецком наступлении, а также зимой-весной 1942-го и в январе 1944-го, когда немцы отступали. Но тогда они практически не хоронили своих. Поэтом с большой долей вероятности можно предположить, что это зима 1942 года.
В конце добавим, что поднятые останки нурминские поисковики передали в Народный союз Германии.

Фото предоставлено командиром поискового отряда «Ягуар» Андреем Журавлёвым
Чтобы узнавать новости быстрее остальных, вступайте в наши группы в социальных сетях ВКонтакте, Телеграм.