Сегодня мы публикуем воспоминания ленинградцев о тех воистину радостных днях, когда было разорвано кольцо вражеской блокады. Эти воспоминания хранятся в Петербурге в фондах Президентской библиотеки.


18 января 1943 года в 9.30 утра на восточной окраине Рабочего поселка № 1 части 123 сбр Ленинградского фронта соединились с частями 372 cд Волховского фронта. В полдень в Рабочем поселке № 5 соединились части 136 сд и 61 тбр Ленинградского фронта с частями 18 сд Волховского фронта. В тот же день, 18 января, после упорных уличных боев был полностью очищен от вражеских войск Шлиссельбург. К концу дня южное побережье Ладожского озера было освобождено, и через создавшийся коридор шириной 8-11 км Ленинград получил сухопутную связь со страной.

Сегодня мы публикуем воспоминания ленинградцев о тех воистину радостных днях, когда было разорвано кольцо вражеской блокады. Эти воспоминания хранятся в Петербурге в фондах Президентской библиотеки.

Федор Григорьевич ЕШУГОВ. (из дневника).

18 января 1943 г.: «По случаю прорыва блокады в Ленинграде праздничное настроение, на фабриках, заводах, в учреждениях проходят митинги. Всю ночь радио извещало мир о радостном известии – прорыве блокады. Особенно радостно это нам, ленинградцам, пережившим суровые месяцы блокады».

Дада Михайлович ТАЙД (из дневника).

 18 января 1943 г.: «В 22-45 сообщение Совинформбюро о прорыве блокады г. Ленинграда. Взят Шлиссельбург и Синявино. Я возбужден, слишком велика радость для ленинградцев. После 7-дневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов – соединились».

19 января 1943 г.: «Всюду радость и оживление. На улице, в трамвае – везде. На лицах радостное возбуждение. По радио – беспрерывно музыка, стихи, рассказы эпизодов боев. Город – разукрашен красными фагами. <…> От волнения не могли уснуть всю ночь. <…> У меня вместе с радостью какая-то тревога – не сделали бы немцы какую-нибудь гадость».

Елизавета Алексеевна ДОБРОВА (из книги «Воспоминания о моей блокаде»).

«12 января 1943 года с утра раздался грохот боя по всему периметру города. Выйдя на улицу, мы увидели на еще темном небе сполохи огней. Было понятно, что на фронте идет непрестанный бой! Грохот продолжался несколько дней! И вот 18 января канонада затихла. Было прорвано кольцо блокады!!! Люди плакали от радости и говорили: «Ну, теперь мы выживем! Слава Богу!». После прорыва блокады нам увеличили нормы выдачи продуктов, и стали выдавать мыло, специи и другие товары по дополнительным талонам. <…> Стало легче жить. Хотя артобстрелы и авианалеты продолжались, но мы уже свыклись с жизнью фронтового города, и свободно бегали от школы до дома, даже когда снаряды свистели над головой. По звуку взрыва мы знали, куда падают снаряды, и как таблицу умножения, выучили: если слышишь свист снаряда, значит это не твой снаряд!»

Лев Николаевич ЧИСТОВ (из письма родителям и сестре).

20 января 1943 г.: «Только что узнал из газеты, что блокада Ленинграда частями нашей Красной армии прорвана, что частями Ленинградского фронта начато наступление…. Я думаю и надеюсь, что вам теперь будет во много раз лучше, чем было до этого».

 Тамара Александровна ПЕТРОВА (из книги «Воспоминания о блокадном Ленинграде»).

 «Итак, 1943 год. Мы, дети, следили по радио за сводками с фронта и когда в январе объявили о прорыве блокады, нашу радость тогда трудно было передать словами. Как будто и сил у нас прибавилось. Но наши дела заключались в хорошей учебе и помощи в госпитале. Я научилась сворачивать бинты после стирки. Потом их отправляли на дезинфекцию. Прошло лето и снова холода. Но, несмотря на обстрелы и голод, что-то изменилось в нас. Появилась вера в победу, потому что наша армия начала наступать».

Зинаида Аркадьевна ФЕДЮШИНА (из книги «Моя блокада: пусть мои воспоминания будут благодарной памятью»).

«18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда. Бомбежек стало меньше, но ежедневно немцы обстреливали город. Говорили, что немецкие пушки стоят на Вороньей горе, и я сразу представляла себе зеленую гору с множеством вороньих гнезд, на которой мы раньше любили играть. Казалось, что это было очень давно, а ведь прошло всего два года».

Надежда Павловна ПРОСКУРИНА (воспоминания о войне, записанные ее дочерью Верой Андреевной Капитуровой).

«Я, быть может, тоже бы не выжила, так как попала в больницу с аппендицитом. И хотя врачи спасли мне жизнь, но есть было нечего и началась дистрофия. Спасло меня то, что 18 января 1943 г. была прорвана блокада, и меня взяли работать в паровозную бригаду в знаменитую 48-ю Паровозную колонну Особого Резерва НКПС в апреле 1943-го. Мы все были военнообязанные и нам дали военный паек. Очень хотелось есть, но нас предупреждали, что сразу есть много нельзя, иначе — смерть. Увы, такие случаи были».

Юрий Васильевич СОБОЛЕВ (воспоминания бойца Комсомольского полка противопожарной обороны Ленинграда).

«После 10 января 1943 года целую неделю в городе был невообразимый гул, казалось, что бои идут в самом городе. Небо вспыхивало заревом, земля дрожала под ногами. 18 января 1943 года после кровопролитных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились, петля на горле города ослабла, дышать стало легче. Узкий, шириной 10 километров коридор Ладожского озера. Эта отвоеванная полоска земли стала артерией, связывающей Ленинград с Большой Землей. После прорыва блокады опасность пожаров снизилась, тревоги объявляли все реже и реже. Но в городе было по-прежнему темно, топливный голод продолжался, мороз и злой ветер с Балтики сшибали с ног».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.