«Когда приходит Рождество…» – так называется выставка, которую в эти дни можно посмотреть в Тосненском историко-краеведческом музее.


В России Рождество было важной датой как христианского, так и народного календаря, согласно которому этот день являлся днем зимнего солнцеворота. Именно тогда и начиналось пробуждение солнца после его длительного зимнего сна. В деревнях его отмечали обычно в течение трех дней, включая и канун праздника – сочельник. День Рождества повсеместно отмечался славлением Христа – обрядовым обходом крестьянских дворов – в основном детьми и молодежью, славившими рождение Спасителя. Прославление Христа заключалось в шествии к колыбели Иисуса волхвов, ведомых звездой, взошедшей над Вифлеемом. Христославы ходили со звездой или вертепом.

Кукольные вертепы пришли в Белоруссию, на Украину, а затем и в Россию из средневековой Европы. В России использовалось название «вертеп» (от старославянского врътъпъ – пещера), в Белоруссии «батлейка» или «бетлейка» (от слова Bethleem – Вифлеем), в Польше и прилегающих к ней областях Белоруссии – «шопка» (от польского szopka – сеновал).

 Вертеп представлял собой ящик без передней стенки из тонких досок или картона, оклеенный внутри и снаружи цветной бумагой. Он мог состоять из одного, двух и даже трех ярусов (чаще всего встречались двухъярусные вертепы), которые по христианской традиции трактовались как «небо» и «земля», а внизу отверстие – «ад». На крышу домика помещали рождественскую Вифлеемскую звезду, возвестившую всему миру о чудесном рождении Сына Божия. Куклы в основном изготавливались из дерева, реже из глины. Им раскрашивали лица, одевали героев в одежду из ткани и бумаги. Изначально вертепные представления имели религиозный характер. В них разыгрывались сценки о рождении Христа, приходе волхвов, о царе Ироде, задумавшем погубить Христа, о бегстве Святого семейства в Египет. В маленьком представлении были задействованы Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три Царя-волхва, Ирод и другие персонажи. Со временем, расширив репертуар, вертепы превратились в настоящий народный театр.

Вертепные представления разыгрывали как профессиональные кукольники, так и любители: крестьяне, мещане, солдаты, семинаристы. Вертепники сами проговаривали тексты ролей, изменяя голос в зависимости от характера персонажей. Музыкальным наполнением спектакля являлись церковные канты, псалмы, духовные стихи, народные коляды. Излюбленным музыкальным инструментом, сопровождавшим вертепное представление, была скрипка.

 «Боже мой! С каким, бывало, нетерпением ждем мы святок и вертепа! С наступлением вечера, когда решено «пустить вертеп», мы, бывало, сидим у окошечка и кричим от восторга, чуть только в ставень застучат… И вот несут вертеп, ставят полукругом стулья: на скамейках утверждается самый вертеп; раскрываются двери его – мишура, фольга, краски блестят, пестреют, начинается мистерия Рождества…И вот – заскрипела скрипка, раздались голоса – являются Ангелы и преклоняются перед яслями при пении. Нет, ни Каталани, ни Реквием, ни Дон-Жуан не производили потом на меня таких впечатлений, какое производило вертепное пение». (Из воспоминаний известного критика и драматурга Н. А. Полевого о вертепных представлениях в начале XIX в.)

На выставке в Тосненском музее представлены вертепы из Германии, Чехии, Африки, а также наборы фигурок из рождественских вертепов Вестервальда (Германия) и Прованса (Франция), хранящиеся в фонде «Игрушка» Новгородского музея-заповедника. Материалы и техника исполнения вертепов различны. Обычно применяются материалы, традиционные для данной местности: дерево, металл, глина. В африканском вертепе используется пальмовый лист. В зависимости от региональных традиций и фантазий автора, в композицию вертепа могут быть включены не только основные рождественские персонажи, но и другие, например слуги волхвов, их верблюды, лошади, разные животные и птицы, вплоть до персонажей местного быта и фольклора.

Антон Петров,

заведующий Тосненским историко-краеведческим музеем

Фото Евгения Асташенкова / Тосненский вестник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.