Счастливое детство немыслимо без игрушек. У каждого ребенка они свои, любимые. Неважно, что это – старинная кукла из пластика, самолетик или мяч, мишка или железная дорога, пупс или солдатик. Это та игрушка, которую берегли и с которой были связаны любимые воспоминания.


Тосненский музей приглашает посетить экспозицию, посвященную 100-летию образования СССР. «Делу время, потехе час» – так она называется и будет работать до середины января. Здесь представлены советские игрушки, книжки, журналы, коньки, диапроектор – все, что связано с досугом детей СССР. Целая коллекция предметов из не очень далекого, но уже подзабытого прошлого.

История игрушек

 История советских игрушек насчитывает многие десятки лет и начинается сразу после революции. В начале 20-х годов ХХ века из-за войн и революции хозяйство страны было сильно разорено, промышленность пришла в упадок. Но уже несколько лет спустя в местах традиционных народных промыслов начинают восстанавливаться артели и фабрики. Игрушки делают из отходов промышленности – дерева, ткани, картона или дома из подручных материалов. Артель «Забава детей» в Москве выпускала кукол – работниц в красных косынках, пожарных, почтальонов, матросов.

В 1930-е годы был создан Всесоюзный научно-экспериментальный институт игрушки в Загорске (Сергиев Посад). Он был единственным в мире.

Еще в 1934 году был утвержден список игрушек, которые разрешались к производству. Он включал более девятисот наименований: куклы, животные, кухонная и столовая посуда, автомобили, представители различных профессий, сельскохозяйственные орудия, спортивный инвентарь, оружие. Идеологическое соответствие контролировал Комитет по игрушке.

В 40-е годы, во времена ВОВ, производство игрушек понесло серьезный урон: часть предприятий была разрушена, часть работала на нужды фронта. В 1948 году провели республиканский конкурс на новые образцы игрушек. Стали выпускать кукол в национальных костюмах.

В 1957 году в Москве состоялось торжественное открытие нового универмага «Детский Мир», куда мечтали попасть все дети, чтобы стать счастливым обладателем желанной игрушки или хотя бы полюбоваться выставленными на прилавках куклами, машинками, наборами для девочек и для мальчиков. Игрушки становятся обучающими практическим навыкам.

В 60-е годы игрушек старались производить как можно больше. Появились герои любимых мультфильмов и космонавты из пластика, модели спутников и космических кораблей. Игрушечная индустрия откликнулась на успехи СССР в освоении космоса. Появились игрушки, которые знакомили детей с востребованными в стране профессиями: наборы парикмахеров, докторов, весы, милицейские машины. На смену целлулоидным игрушкам приходят полиэтиленовые. Новый материал стал дешевле и прочнее.

В семидесятые-восьмидесятые годы производство игрушек достигло своего расцвета. Плюш вытеснил искусственный мех, цвета изделий стали более яркими. С развитием телевидения появляется спрос на фигурки героев мультфильмов: Волка и Зайца, Буратино и Мальвину, Кота в сапогах, Крокодила Гену и Чебурашку. В 1980-м году появился Олимпийский Мишка.

На витрине, где представлены игрушки для девочек, сразу видно, каким ценностям тогда уделялось внимание: семья, забота о малышах, домашние дела и создание уюта, а также востребованные в СССР профессии.

 Игрушечные музыкальные инструменты и игры созданы в период с 40-х по 80-е годы. Электронная игрушка и развивающие игры появились в 80-е. Также существовала версия настольного футбола.

Зимой и летом

В Советском Союзе уделяли большое внимание отдыху детей во время школьных каникул. Пионерские лагеря, турпоходы, отдых в санатории, кинопоказы и список литературы на лето – так проводили каникулы дети в СССР.
Пределом мечтания для всех советских школьников был отдых в «Артеке». «Артек» сильно отличался от других лагерей. Во-первых, в него съезжались дети со всего Союза, во-вторых, здесь отдыхали даже иностранцы из дружественных стран. «Артек» был целым государством со своим уставом и внутренней жизнью. Каждый, кто побывал в лагере, вспоминал о том времени с неизменным восторгом.

Если дети имели родственников в деревне, то родители старались на лето их к ним отправить. В селах местные жители непременно держали хоть какую-нибудь живность и сажали огород. Старшее поколение приучало детвору к работе. Самые отважные ребята за лето даже могли научиться доить корову или козу. По меркам городских жителей это ужасно сложная работа.

Обязательным элементом досуга для подростков были танцы по выходным и походы в кино. Городские дети с удовольствием вливались в сельские развлечения. Кино обычно показывали в местных клубах, самые озорные ребята умудрялись просочиться даже на вечерние сеансы. Попкорна раньше не было, зато в кино ходили с кульком семечек.

В советские времена взрослые должны были много работать (было даже уголовное наказание за тунеядство), поэтому работу по дому выполняли дети в свободное от учебы или кружков время. На них была забота о младших братьях и сестрах: забрать из детского сада, накормить. Или проверить у младших уроки. Убрать в доме, сходить в магазин, приготовить несложную еду.

Зимой дети и молодежь катались на коньках. Коньки для профессиональных занятий фигурным катанием мало чем отличались от «фигурных» белых коньков, на которых катались девчонки 70–80-х. Изначально эти коньки выпускались без ботинок и крепились к повседневной обуви.

Открытки, фантики, календари

 Что же можно было собирать в то время? Все, что так или иначе было связано с символикой вновь созданного государства: нагрудные значки с гербом и портретами вождей, посуду с изображениями рабочих и крестьян и т. д. Собирали также марки и монеты и вещи, которые к политике не относились: почтовые открытки, модельки техники (которые, к слову, были редкостью), фантики от конфет, елочные игрушки.

Новые веяния в коллекционирование принесла война. После победы коллекционерами были в основном армейские офицеры, ценные вещи которых были привезены из Европы в виде трофеев.

Оттепель в советском коллекционировании началась с приходом к власти Хрущева, который и сам был заядлым коллекционером, собиравшим самые разные предметы, в том числе даже откровенно антисоветские книги. В конце 1960-х годов в стране разрешили коллекционировать знаки и награды царской России и Белого движения.

Настоящий расцвет коллекционирования выпал на времена правления Леонида Брежнева. Именно тогда чуть ли не каждый человек что-то да коллекционировал: спичечные коробки, фантики, календари и календарики, значки и прочие вещи находились в свободной продаже и стоили копейки. Что касается самих коллекционеров, то они уже на вполне законных основаниях объединялись в сообщества и делились опытом. В крупных городах были даже специальные места сбора коллекционеров. Туда можно было прийти в определенное время и обменяться предметами из своей коллекции.

С развалом Советского Союза и началом перестройки эпоха советского коллекционирования завершилась. Что касается сообществ коллекционеров, то они трансформировались в так называемые блошиные рынки, где на витринах нашего музея представлены альбомы с коллекциями марок, открыток и собрание старинных монет.

Фотодело

Мало кто из современной молодежи знает, что раньше фотодело было настоящим искусством.

К каждому кадру относились бережно. Ведь на пленке было всего 36 кадров. И то, что ты сфотографировал, увидеть можно было только после проявки пленки. Но пленку было мало купить, ее надо было намотать сначала в кассету (в полной темноте). Что требовало определенного уровня мастерства. И лишь потом кассета с пленкой вставлялась в фотоаппарат. Под фотолабораторию обычно временно «оккупировали» ванную комнату. Хоть и крайне тесно, но уходит минимум усилий по защите от дневного и другого света, кроме красного. Затем начиналось самое интересное – процесс печати.

Семья и школа

Школа и семья были двумя социальными институтами, осуществляющими воспитание детей. Дети росли самостоятельными и ответственными. Никому в голову не приходило ослушаться родителей или учителей. Школа помогала родителям и подсказывала в трудных ситуациях, она занимала большую часть детского времени.

Форма у детей была одинаковой. Девочки носили форменные платья с белыми воротничками и манжетами, которые периодически меняли по мере загрязнения. Платья были коричневого цвета. Еще был черный фартук. На праздники девочки надевали нарядные белые фартучки на это же платье. Девочкам запрещалось ходить с распущенными волосами, поэтому они заплетали косички. У мальчиков были белые рубашки и костюмы синего цвета.

У советских детей были только тонкие простенькие тетради зеленого цвета. Никаких рисунков на них не было. Позади тетради обычно была напечатана таблица умножения, иногда правила для школьников – как нужно себя вести, а на некоторых тетрадях печатали тексты песен, например: «Орленок», «День Победы». Тетради были без полей, и дети их чертили самостоятельно, конечно же, красным карандашом.

У всех советских детей на парте находились чернильницы – они макали в них перьевые ручки. Чуть позже перьевые ручки поменяли на чернильные. Шариковые ручки вошли в обиход школьника только под конец 70-х годов – после того как Министерство образования СССР это одобрило.

Антон Петров, заведующий Тосненским историко-краеведческим музеем

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.