Открытый после  реконструкции музей «Астрача, 1941» ждёт гостей на новую экспозицию о Великой Отечественной войне

Астрачинский рубеж

Музей «Астрача, 1941» находится на востоке Ленобласти: в 9 километрах от Тихвина, в 21 – от Бокситогорска. Мимо не проедешь. Фигуру бойца с пистолетом-пулемётом в вытянутой руке видно издалека. Рядом – братское захоронение, памятные плиты с фамилиями красноармейцев и офицеров, погибших осенью 1941 года на Астрачинском рубеже. Здесь проходила линия обороны. Немцев дальше не пустили.

Музей расположился через дорогу от мемориала. Небольшой бревенчатый дом – единственный уцелевший во всей Астраче за годы войны. Бывшая деревенская школа. По удивительному стечению обстоятельств именно в здании, стены которого помнят яростные сражения, сегодняшним мальчишкам и девчонкам экскурсоводы дают урок истории. Новую экспозицию назвали «Война глазами Павлика и Пауля».

Музей боевой славы в Астраче вырос из школьного уголка. В деревне, где каждая пядь земли полита кровью её защитников, ребята взялись собирать свидетельства войны: предметы вооружения, амуниции, документы и фотографии бойцов. Поисковый отряд «Красные следопыты» при бокситогорской школе № 1 проделал огромную работу. В 1975 году, 9 декабря, в годовщину освобождения Тихвина, здесь открыли музей. Жители Астрачи им очень гордятся. Это своеобразное место силы, напоминание о подвигах времён Тихвинской наступательной операции, которая сыграла колоссальную роль в защите Ленинграда.

Назрели перемены

К сожалению, в истории музея немало грустных страниц. Был здесь и крупный пожар, и забвение в 90-е годы. Лишь в нулевые началось полноценное восстановление памятника культуры. Родившись как народный, музей стал государственным, сейчас он является филиалом Тихвинского историко-мемориального и архитектурно-художественного музея.

– Очевидно было, что музею «Астрача, 1941» необходимы перемены. Он оживал только дважды в год – на 9 мая и 9 декабря. Остальное время пустовал, – рассказывает директор Тихвинского музея Вера Бондарева. – Хотелось переформатировать его под молодежную аудиторию, детей и подростков.

Требовалось придумать что-то особенное и вдобавок не дублирующее приёмы других региональных военных экспозиций, скажем, музеев «Дорога жизни» в Кобоне или «Прорыв блокады Ленинграда».

Параллельно в музее искали средства на капитальный ремонт. В здании 1912 года постройки его не делали ни разу! Только в 2017-м, выиграв грант одного из благотворительных фондов, музей закрыли на реконструкцию.

Павлик и Пауль

Несколько лет назад в Тихвин из Германии приезжала писательница Анна Тукерманн. К ней попали воспоминания уроженца Восточной Пруссии Пауля Балтуса. В 1945 году вместе с воинским эшелоном немецких военнопленных Пауль оказался в Тихвинском районе. В лагере для военнопленных он работал переводчиком, а в 1947 году работники лагеря помогли ему вернуться домой. 

Писательница познакомила сотрудников музея с этим сюжетом. По словам Веры Бондаревой, в этой истории её поразило признание Пауля: он никогда в жизни не встречал таких чудесных людей и такого теплого отношения, как в России. Если бы ему дали вторую жизнь, он прожил бы её в нашей стране!

Рассказ Пауля местные музейщики увязали с историей его тихвинского тёзки Павлика Светова. Павла Васильевича в Тихвине знают многие. Он был журналистом, работал в газете «Трудовая слава». В 41-м, будучи четырнадцатилетним подростком, перешёл линию фронта и собрал важную информацию о расположении немецких войск в оккупированном Тихвине. После чего с риском для жизни пробирался из захваченного врагом города к родным, чтобы присоединиться к подполью. Своё разведзадание Павел получил именно в штабе Красной Армии, распложенном в Астраче!

Трогать разрешается!

Так у Веры Бондаревой и главного хранителя музея Виктора Зюрина родилась концепция экспозиции: показать людские судьбы в контексте места. В музее «Астрача, 1941» подрастающее поколение XXI века видит военные годы глазами юных Павла и Пауля. Сюжет выставки закручен вокруг историй русского и немецкого подростков, озвученных в аудиоспектакле.

В центре основного выставочного зала – нагромождение самых разных предметов: парты, шкафы, патефон, сани, колёса, книги, тетрадки, игрушки, фотографии… Этот хаос отражает смешение линий жизней, перевороты человеческих судеб. На четырёх мониторах идёт военная хроника. В наушниках аудиогида мы слышим шум моторов, стрельбу, немецкую речь, детские голоса. Вокруг много чёрного цвета: война – это очень страшно. Красный цвет, вступая с ним в противодействие, говорит о силе воли, преодолении, желании помочь и спасти.

Экспонаты можно и нужно трогать. В каждой вещи скрыт эпизод истории. Посетителей, особенно школьников, интерактивность подкупает. Ребятам даже дают примерить военную форму.

 – Мне очень не нравится, когда история начинает бронзоветь, – высказался эксперт в области музейного проектирования Леонид Копылов. – Здесь – не так. Получилось убрать дистанцию между посетителями и тем временем. Зачем? Чтобы события не отдалялись от человека, не теряли свою значимость.

Выставку можно рассматривать с любого места, как и фотографировать – она удивительно фотогенична. Хоть через окно загляни – ощутишь гордость, теплоту и надежду на лучшее.

Людмила Кондрашова

Фото Сергея Шитова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.