Как говорить с ребёнком о вреде психоактивных веществ?


О роли семьи в профилактике асоциального поведения мы побеседовали с Михаилом Архиповым, консультирующим психологом, экспертом АНО «Институт социальной поддержки и защиты материнства, детства, семьи».

– Михаил Игоревич, вы более 22 лет работали в школах, медицинских и психологических центрах, где занимались проблемами асоциального поведения подростков и молодёжи. Почему сейчас сосредоточились на отношениях детей и родителей?

Корни проблем, с которыми люди приходят к нам, преимущественно растут из детства. Когда начинаешь разбираться с деструктивным поведением ребят, то тут же обнаруживаешь вещи, связанные с нормами отношений в семье. Это касается и случаев употребления психоактивных препаратов.

– Какие тревожные тенденции в этой сфере вы наблюдаете сегодня?

Классическое курение стало менее популярно. На первый план выдвинулись электронные сигареты. Среди молодёжи возникло мнение, что вейпы –  это современно, а главное, социально приемлемо. Ведь окружающие не упрекают тебя в неприятном запахе табака.

Или снюсы, которые помещают между губой и десной, после чего никотин всасывается через слизистую. Возобновилось нюхание табака.

В чём опасность? Более концентрированный никотин быстрее попадает в организм, быстрее возникает зависимость.

– А как на ситуацию влияет цифровизация мира?

Меняются способы распространения вредных веществ – обмен денег на товар идёт уже не в тёмных подворотнях, а в Интернете. Раньше родителям советовали отслеживать круг общения подростка. Теперь, когда дети сидят со своими телефонами по домам,  позиция родителей резко меняется.

– На что же сейчас обращать внимание родителям?

Мы очень хотим контролировать детей. Но чем сильнее контроль, тем менее инициативен ребёнок. Возьмём воспитанников детских домов. За них решается всё. Они зачастую выходят в мир беспомощными. И в семье основные проблемы связаны с гиперопекой родителей, отсутствием у ребёнка выбора. Если до сих пор мы брали всю ответственность на себя, то на каком основании говорим 15-летнему сыну: прими правильное решение?

– Но родителями руководит страх за ребёнка…

Это уже не о ребёнке! Это наш страх. Я точно знаю, что к шести годам малыш вполне может сходить в магазин за хлебом. А страх взрослых не пускает, не даёт ему возможности получить этот опыт. Это сложная, труднопреодолимая, но вполне решаемая история. С нашей стороны важен не страх, а забота и поддержка, право выбора.

Недавно я смотрел интервью. У папы – любящего, внимательного,  спросили, какими компьютерными играми и направлениями в музыке увлечены его дети. Он растерялся. Мы часто спрашиваем детей о том, что интересует нас, но не их.

В первые годы жизни роль родителей колоссальна. Дети почемучки, докучают расспросами, им всё любопытно. А в ответ – мне сейчас некогда, тебе пока рано, объясню, когда подрастёшь… А надо бы сесть и вместе разобраться. Когда у ребёнка нет возможности задать важный для него вопрос, – шанс на доверие утерян.

– Как выстроить эти доверительные отношения?

Для начала я бы советовал увеличить возраст начала активного пользования гаджетами. Но при этом выстраивать отношения на основании договорённостей. Договор – ключевой инструмент взаимодействия с ребёнком. Договариваться нужно правильно, не в одностороннем порядке: «С сегодняшнего дня ты пользуешься телефоном два часа. Договорились?».

Важно, чтобы вводимые правила выполнялись всеми членами семьи. Решили,что кухня – это зона без гаджетов? Значит, туда с телефоном нельзя всем, и маме с папой! Наша цель – создать атмосферу, в которой дети и родители начнут общаться. Когда для младших членов семьи станет нормой советоваться со старшими, то, столкнувшись с психотропными веществами, они так же придут с вопросами к маме, папе, бабушке…

Введите «правило 10 минут». Предложите сыну или дочери: «Каждый день 10 минут я в полном твоем распоряжении». Ребёнок может отказаться, а вы – нет, никогда.

Ну и, конечно, честность. Трудно запрещать сыну курить, если отец дымит по пачке в день. Двойные стандарты приводят к утрате доверия.

– Возникло подозрение, что подросток употребляет психоактивные вещества. Что делать?

 Сесть и поговорить. Упор сделать на себе, на своих чувствах. Ни в коем случае: «Ты негодяй, ты не ценишь, что мы для тебя делаем!» Разговор стройте на других местоимениях – «Я за тебя переживаю».

Дальнейшее зависит от результата беседы. Если опасения подтвердились, убедите ребёнка сделать тест, купленный в аптеке, или обратитесь в подростковый наркологический кабинет для полного анализа. Можно анонимно.

Во всех райцентрах Ленобласти есть государственные центры медико-психолого-педагогической помощи. Информация о том, какие именно занятия посещает ребенок, является закрытой. Работают школьные психологи. Нужно понимать – проблема сама собой не пройдёт.

 – Как разговаривать с детьми о наркотиках?

Спросить, что он о них знает. Найти ролики или фильмы в Интернете. Посмотреть вместе и обсудить: в какой момент ситуация стала необратимой; что можно изменить, если отмотать назад? Нравоучительная лекция не сработает. Разговор должен запустить мыслительный процесс.

Людмила Кондрашова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.