Посёлок Ульяновка Тосненского района богат на удивительных, необычных, ярких людей. Несколько лет назад «Тосненский вестник» писал о Павле Чилине – органостроителе и человеке, у которого на участке проложена собственная железная дорога.
Сегодня же мы хотим рассказать о его близком товарище – Сергее Кузнецове. Не преувеличим, если скажем, что это уникальный человек. Он с красным дипломом окончил математический факультет Ленинградского госуниверситета, но всю жизнь работает промышленным альпинистом, высотником. А из десятка его увлечений на первом месте оперное пение.
По примеру отца
— Павел Чилин в Ульяновке главная достопримечательность, – улыбается Сергей. – И мы с ним действительно дружим, дружим семьями. Познакомила нас музыка. Мы вместе выступали на концертах: он привозил орган, а я пел. Плюс к этому подружились наши жёны: у Павла она художник, а у меня увлекается разного рода рукоделием. Так и сошлись, хотя Ульяновка – посёлок огромный, а живём мы на разных его концах.

В Ульяновке вместе с женой Евгенией Сергей обосновался в 2004 году. Тогда они только поженились и пришли к единогласному мнению, что рожать детей в огромном Петербурге – не самая лучшая идея. Продали комнату в городе, купили участок в Ульяновке (земля здесь в то время была не самой дорогой в округе Питера), поставили сруб.
Сергей своими руками сделал из него полноценный жилой дом: сам утеплял, стелил полы, проводил сантехнику и электрику, клал плитку и обшивал стены. Хотел и баньку поставить, даже уже обзавёлся времянкой, печку купил и прикинул, как всё сделать по уму. Но… погорели соседи – отдал времянку им под жильё. «Людей же не бросишь, надо же им где-то жить», – говорит.
В доме Сергей и Евгения живут с тремя замечательными детьми. Они воспитывают 15-летнюю Владиславу, 10-летнюю Ярославу и Фёдора шести лет. Воспитывать ребят Сергей старается ровно также, как воспитывал его собственный отец – своим примером.

— Всё, что во мне проявилось в жизни, заложил мой отец. Он многим интересовался, был большим жизнелюбом и разносторонним человеком, – вспоминает Сергей. – Очень любил лыжи, по сей день люблю их и я, у него был прекрасный тенор – и я полюбил пение. Вообще же у него была масса увлечений. Мы играли в шахматы, часами проявляли его фотографии, вместе столярничали и плотничали. Но самое главное, отец заложил в меня характер и упорство, когда, несмотря на трудности, ты всё равно идёшь вперёд.

Работал отец Сергея – Юрий Сергеевич – радиометристом в институте ядерной физики в Гатчине, потом в ЦНИИ «Прометей». Был большим специалистом и, даже не имея высшего образования, работал на инженерной должности.
Здесь надо отметить, что у многих родственников Сергея по мужской линии интересная и необычная судьба. Его прадед, Алексей Петрович Кузнецов, родился в 1851 году в семье государственных крестьян в Вологодской губернии. Служил в лейб-гвардии Измайловского полка и дослужился до старшего унтер-офицера. Вместе с женой жил в Петербурге, где у них родилось девять детей. Им он дал хорошее образование. Один из сыновей, Николай, стал профессиональным военным. Служил в гусарском полку, во время Первой мировой войны был награждён сразу несколькими орденами. В 1917 году переучился на лётчика и до своей гибели в 1947 году оставался верен избранной профессии.
Ещё один сын прадеда, Александр, окончил Петербургскую консерваторию и стал оперным певцов. Он выступал под псевдонимом Оксанский. С 1921 года в эмиграции в Югославии, концертировал. После был солистом Русской частной оперы в Париже, пел в гастрольных спектаклях с Шаляпиным и так далее и так далее.
— Мой дед, Сергей Алексеевич Кузнецов, служил в артиллерии. Прошёл сначала Финскую войну, а в Великую Отечественную воевал на Ленинградском фронте. Был ранен, – рассказывает Сергей. – Награждён медалью «За оборону Ленинграда». Погиб 27 января 1944 года при освобождении Гатчины. Похоронен в братской могиле в посёлке Войсковицы. Каждый год – 27 января и 9 Мая – мы обязательно бываем на его могиле. Эта традиция со времён отца, теперь продолжаю её я и мои дети.

В армию через университет
Так получилось, что молодая семья Кузнецовых – коренные ленинградцы – в 1965 году из шестиметровой комнаты в коммуналке в городе на Неве перебрались именно в Гатчину. Отцу нашего героя здесь предложили интересную работу и просторную квартиру.
В Гатчине в 1970 году и родился Серёжа Кузнецов. И тут же получил юбилейную медаль – с Владимиром Ильичом Лениным на аверсе. В тот год страна отмечала 100-летний юбилей со дня рождения вождя мирового пролетариата.
Учился в лучшей на тот момент, только что построенной школе. Заканчивал её в математическом классе – этот предмет давался с лёгкостью. С 10 лет начал заниматься в лыжной секции и до сих пор не охладел к этому виду спорта.
— У меня был замечательный первый тренер – Анатолий Николаевич Ефимов. Считаю, он наряду с отцом принял участие в моём воспитании, в становлении характера, – говорит Сергей. – Да и лыжный спорт, он такой, что закаляет как следует. Здесь надо терпеть и не сдаваться. Я потому и детей своих приучил к лыжам. Сейчас катаемся вместе, в соревнованиях участвуем – ребята даже побеждают. А дочери, как и я в детстве, занимаются в лыжной секции.
Что удивительно, вокалом наш герой в школе не занимался. Но лет в 12 к нему в руки попала гитара. Освоил её самостоятельно и пел песни любимых бардов – Юрия Визбора, Булата Окуджавы, Александра Городницкого. Всерьёз заниматься музыкой стал уже в более осознанном возрасте, но об этом чуть позже.
После школы без особых проблем поступил в ЛГУ имени Жданова, на факультет прикладной математики и процессов управления. А после первого курса отправился в армию: в тот год как раз решили, что Вооружённым Силам страны нужны студенты. Попал Сергей в удивительное место – на космодром Байконур.
— Я попал в отдел, который сводил воедино работу других отделов. Был там на все руки мастер: подать, принести, напечатать документы на машинке. Плакаты рисовал, бегал по поручениям, чай заваривал. Автомат, правда, научился разбирать-собирать и стрелял раза три, – свои четыреста дней в армии Сергей вспоминает с улыбкой и теплотой. – Есть у меня два самых ярких воспоминания о тех днях. Первое – это цветущая весной полупустыня. Когда вдруг вся она становится красно-жёлтой от тюльпанов. А второе – запуск советско-французского экипажа с Жан-Лу Кретьеном. Мы, как обычно, смотрели программу «Время»: в прямом эфире показывали старт корабля. Только что видим это на экране, выбегаем из казармы и вживую смотрим, как отделяется первая ступень, вторая, как остаётся маленькая точечка в небе.
28 лет на верёвке
После демобилизации, вернулся в университет. Начиная со второго курса в зачётке у студента Кузнецова ни одной четвёрки. Учёба давалась легко. Вспоминает, как в один день на «отлично» сдал сразу три экзамена.
— В армии я побывал совершенно в других климатических условиях, и мне это понравилось. Захотелось, так сказать, мир посмотреть, – рассказывает Сергей. – И как раз в это время познакомился с ребятами, которые занимались в клубе туристов при нашем университете. И я туда попал.
Но перед этим, как говориться, попробовал на вкус туристическую жизнь самостоятельно. Первый его поход был на байдарках. Реки Урала покоряли вместе с другом и его отцом. Почти месяц ночевали в палатках, с цивилизацией сталкивались пару раз: в деревнях закупали свежий хлеб.

На следующий год готовились к большому путешествию: 1 200 километров по реке Олёкма, которая протекает по Забайкальскому краю, Амурской области и Якутии. Сделали две проверочные вылазки – в Карелию и на Валдай.
— Олёкма – река красивая, мощная, большущая! Вокруг настоящая тайга! – с восхищением вспоминает Сергей. – Месяц там провели и встретили людей лишь один раз. Последние 400 километров доходили уже, можно сказать, на зубах. В город Олёминск пришли 19 августа 1991 года. Почему помню? Потому что в Москве в эти дни был августовский путч. Нас местные спрашивали: что за буза у вас там такая, ребята? Тут мы призадумались – что делать? Лететь, не лететь в Москву? Полетели, конечно.
В 1992 году Сергей плотно стал заниматься в туристическом клубе. Он сходил в пять лыжных походов, большинство из них в Хибины. Увлёкся альпинизмом. За его спиной три горных похода, в том числе, два высшей степени сложности – на Тянь-Шань и Алтай.
Альпинизм затянул и, как оказалось, стал определяющим занятием в жизни. Наставник, мастер спорта международного класса по альпинизму Анатолий Павлович Носов ввёл его в профессию высотника, промышленного альпиниста.
К тому моменту Сергей окончил университет и поступил в аспирантуру. Денег катастрофически не хватало, поэтому и стал подрабатывать промышленным альпинизмом: мыл окна, красил, штукатурил на высоте.

— Когда писал диссертацию, стажировался в Петербургском институте ядерной физики. И вы знаете, ту зарплату, которая ждала меня, как младшего научного сотрудника, на верёвке я зарабатывал за два дня. В общем, финансовый вопрос пересилил в данном случае, – признаётся Сергей.
Профессия у Сергея серьёзная, сложная и физически затратная. Сегодня, чтобы подняться на высоту, необходимо пройти обучение, практику, получить «корочки». Необходимо иметь разряд не меньше третьего. Работа требует внимательности, аккуратности, концентрации и точности. А также досконального знания техники безопасности – от любой ошибки зависит твоя собственная жизнь.
— Первый раз было не по себе, ручки тряслись, – говорит Сергей. – Но к высоте привыкаешь. При этом ты чётко знаешь, что и как нужно делать, все углы, точки крепления, страховки. Если сделал всё правильно, риска нет. Меня мой тренер научил один раз и навсегда грамотно работать, и никаких эксцессов со мной никогда не случалось. 28 лет я на верёвке и всё в штатном режиме.
В сезон – весна и осень – работы всегда много, высотники работают практически без выходных. Сергей на это время снимает квартиру в городе недалеко от объекта и не тратит время на дорогу домой.
Рабочий день длится часов девять. Примерно час уходит на спуск, минут 15 занимает переход (подняться на лифте наверх, перенести точки, перевязать верёвки) и снова на спуск. Времени на полноценный обед практически нет, а потому перекус берёт с собой на высоту. Работает и в дождь. На этот случай с собой всегда имеется запасная одежда: пока в одной мокнешь, другая сушится.
— Порой бывают и курьёзные случаи. Люди с другой стороны окна и подкармливать пытаются, и кофе предлагают, и даже коньяк. Но от коньяка я отказываюсь, говорю, что на работе не могу. Народ у нас отзывчивый, – смеётся Сергей.
Где туризм, там и гитара
Вы, наверное, уже поняли насколько интересный и разносторонний наш сегодняшний герой. Мы же познакомились с ним, когда он был совершенно в другой роли. В белом концертном костюме на сцене Тосненского Дворца культуры Сергей Кузнецов исполнял оперные арии и романсы. Тенор с баритональным разливом пленил зрителей и после каждого выступления артист получал заслуженную и большую порцию аплодисментов.

— Любовь к песне, к музыке от отца. В детстве я, можно сказать, баловался игрой на гитаре и немного пел. По серьёзному всё стало, когда подался в туристы. Мог по три часа подряд играть и петь после трудного походного дня. Это классика жанра: все отдыхают, а ты поёшь, – рассказывает Сергей. – Лет в 28 увлёкся Олегом Погудиным, меня по-особенному зацепили романсы и я попробовал петь их. Но не понравилось, как я это делаю. Поэтому пошёл учиться вокалу.
Стал брать уроки по вокалу у одного педагога – стало получаться получше. Постепенно пришёл к романсам, потом к оперетте и опере. После перебрался к другому педагогу – в вокальную студию Санкт-Петербургского университета к Наталье Романовне Соколовой. Она и поставила голос по-настоящему. Студентом Сергей тогда уже давно не был, но влился в университетский коллектив и стал участвовать в концертах.
Главным на этом поприще своим жизненным достижением считает выступление в большом актовом зале Санкт-Петербургского государственного университета с университетским оркестром.

Два года Сергей выступал в Хоровой капелле в Ульяновке. Частенько бывал на различных концертах в Тосно. На одном из концертов его заприметил режиссёр-постановщик программ мужского вокального ансамбля «Морская душа» Фёдор Седельник и пригласил в коллектив.

Сегодня Сергей – полноправный член ансамбля, участвовал в нескольких концертах. Не забывает и про сольные выступления. И каждый его выход на сцену – это успех у зрителей. Описывать словами любой глубокий и насыщенный голос – дело неблагодарное, а потому при случае не упустите возможности побывать на концертах с участием Сергея Кузнецова.

Фото Евгения Асташенкова и из личного архива Сергея Кузнецова
Чтобы узнавать новости быстрее остальных, вступайте в наши группы в социальных сетях «ВКонтакте», Instagram.