Реклама партнёра

«Тосненский вестник» продолжает рубрику «Спроси у Дарьи». На ваши вопросы отвечает Дарья Гайдук – дипломированный психолог. Сегодня поговорим о буллинге.


Буллинг. Сейчас это слово можно услышать на каждом углу. Заимствованное иностранное слово в нашей речи, которое обозначат ни что иное как травля.  

Русское слово «травля» очень точное, однокоренное со словом «отравлять», заставляет нас подумать о последствиях. Травля буквально способна отравить ребенку детство, сделать школьные годы вовсе не «чудесными», а ужасными. Более того, она способна отравить личность, исказить представление человека о себе, о других, о том, как устроен мир.

Долгие годы травля считалась неизбежным злом в детских коллективах, чем-то вроде неприятной, но неопасной детской болезни, которая «сама пройдет», а обиды «до свадьбы заживут». В ряде случаев так и есть, однако сейчас появляется все больше исследований, которые показывают, что опыт травли вовсе не безобиден и может иметь серьезные последствия.

Я думаю, что многие сталкивались  этим проявлением жестокости и насилием. Да-да! Это именно форма психологического, а иногда и физического насилия. Будь то тем, кого обижают, самим обидчиком или наблюдателем. Самое главное, что все три стороны непосредственные участники конфликта, который оставит след в их душе на всю жизнь, и в будущем аукнется в той или иной сфере.

Многие говорят, что сейчас это просто воздействие времени и гаджетов. Готова поспорить! Можно вспомнить прекрасный фильм Ролана Быкова «Чучело». Про что? Про травлю и издевательство! А это, на минуточку, советское время! Когда все были едины, вроде как…

Да и я сама, лично была в таком положении и страдала от травли в старших классах. Знаю не понаслышке как это! Что за чувства и эмоции испытывает человек в такой ситуации. Особенно когда он еще подросток с неокрепшими психологическими защитами.

По статистике каждый третий ребенок в нашей стране подвержен издевательствам. Что самое страшное, унижают не только сверстники, но и учителя.

Так как я являюсь практикующим психологом, то ко мне на прием часто приходят дети и их родители, которые столкнулись с данной ситуацией. Как в роли жертвы, так и в роли насильственной стороны.

Часто родители и учителя не понимают, насколько серьезными могут быть последствия для жертвы травли. Это и трудности в учебе, невозможность сосредоточиться из-за постоянного стресса. Постоянные пропуски занятий, так как идти в школу страшно и находиться там мучительно. Устойчиво сниженная самооценка, неверие в свои силы, искаженный образ себя как «ущербного», «не такого, как надо». Тревожные расстройства, в том числе стойкие и тяжелые формы. Депрессивные расстройства, в том числе стойкие и тяжелые формы. Социальные неврозы, социофобия, сложности с общением, с завязыванием и поддержанием социальных связей, которые будут оставаться долгие годы после школы.

Иногда эти проблемы не проходят без психотерапевтического лечения. Психосоматические (обусловленные стрессом) заболевания, которые также могут быть очень длительными и устойчивыми к лечению. Суицидальные мысли и попытки, которые отмечаются у жертв травли в пять раз чаще, чем у остальных школьников.

Ряд исследований показывают, что последствия школьной травли для человека могут быть более тяжелыми и длительными, чем последствия семейного насилия. Мы переживаем из-за того, как повлияет на детей интернет или гаджеты, или сексуальное просвещение, или реклама табака с алкоголем. Но почему-то одно из самых страшных травмирующих детей воздействий считаем «обычным делом».

Но для самих зачинщиков травля тоже опасна. Это развращающий для них опыт. В будущем у них меньше шансов на успешную самореализацию и на хорошие отношения в семье, с друзьями и коллегами.

Для стороны наблюдателей тоже хорошего мало. Травматичный опыт для свидетелей, которые испытывают мучительный внутренний конфликт, поскольку уже чувствуют, что происходящее – аморально, но еще не имеют сил осознать, что именно не так, и найти выход их ситуации. Кроме того, страх, что, заступившись за жертву, сами станут жертвой, поэтому подыгрывают агрессору, стараясь не чувствовать стыд и унижение. Их представление о себе как «хороших людях» сильно страдает.

Ситуация травли в классе и в школе погружает в стресс всех детей, ведь если у нас так можно, если травля – в порядке вещей, часть обычной жизни, значит, нельзя быть уверенным, что завтра этого не сделают со мной, нельзя расслабиться ни на минуту. Стресс истощает детскую психику, не дает сосредоточенно работать, не оставляет места учебной мотивации, любознательности, развитию способностей, творчеству.

Травля в классе, с которой взрослые не знают, как справиться, дает педагогу опыт бессилия, отчаяния, заставляет усомниться в своих способностях и даже в призвании, а кого-то подталкивает к проф-деформации, заставляя во всем обвинять детей или их семьи, а то и начать использовать групповое давление для «наказания неугодных».

Последствия травли крайне опасны для школы в целом, поскольку в разы увеличиваются риски насилия отчаявшейся жертвы над собой или над мучителями и свидетелями. Иногда к насилию прибегают родители, отчаявшиеся иначе защитить своего ребенка.

Как же распознать буллинг?

Если ребенок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам: беспричинные боли в животе и груди; нежелание идти в школу и плохая успеваемость; нервный тик, энурез; печальный вид, беспокойство, тревожность; нарушенный сон, кошмары; длительное подавленное состояние; участившиеся простуды и другие заболевания; склонность к уединению, нежелание общаться; проблемы с аппетитом; излишняя уступчивость и осторожность.

Родители ребенка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.

Важно понять, что это может случиться с любой семьей. Здесь никто не виноват, особенно сам ребенок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то, прежде всего, нужно самому получить поддержку близких или психолога.

Фразы, которые помогут начать диалог с ребенком: «Я тебе верю». Это даст ребенку понять, что вместе вы справитесь с проблемой. «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.

«Это не твоя вина». Покажите ребенку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии. «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребенок правильно сделал, обратившись к вам. «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее. Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

А что же делать, если твой ребенок буллер, то есть зачинщик всей ситуации? Чаще всего агрессорами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психологическую травму в прошлом.

Если отец бьет и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребенку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме. Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией к миру и вполне осознает свои действия. Такому ребенку необходимы жесткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своем опыте в качестве жертвы или агрессора. Обратите внимание на окружение ребенка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний). Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне. Обсудите ее с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход. Поговорите об этой ситуации со своим ребенком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребенка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором. Если, несмотря ни на что, ваш ребенок регулярно подвергается нападкам одноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или форму обучения.

Берегите своих детей!

Ваша Дарья

Фото: www.pinterest.ru


Чтобы узнавать новости быстрее остальных, вступайте в наши группы в социальных сетях «ВКонтакте», Instagram.

Реклама партнёра

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.