Реклама партнёра

В 20 лет она села за руль восточногерманского грузовика IFA, через три года освоила знаменитый венгерский «Икарус», спустя еще 17 лет пересела на российский пазик. За ее плечами 34 года водительского стажа, а в активе все категории водительских прав. Сегодня Нина Сторчак водитель автобуса на маршруте Тосно – Нурма. Обо всех тонкостях не самой женской профессии в разговоре ниже.


Двойное везение на кольце

Женщина за рулем автомобиля уже давно привычная картина, которая мало кого может удивить. Другое дело женщина-водитель автобуса. В нашей стране это до сих пор диковинка. Все-таки автобус, наверное, самая тяжелая и сложная в управлении городская машина.

Мы точно знали, что маршрутный автобус №330а Тосно – Нурма водит именно женщина. Появилось жгучее желание встретиться с ней накануне 8 марта и поговорить о жизни и профессии.

Телефон автобазы не отвечал, а время поджимало, потому вооружившись расписанием и понадеявшись на удачу, отправляемся прямо на автовокзал. Расчет был прост: от Тосно до Нурмы маршрутка идет ровно двадцать минут, еще столько же на обратную дорогу. После у водителя есть сорок минут для отдыха. И нам везет: первый же повернувший с Вокзальной улицы автобус нужный!

Наша будущая героиня немного опешила, но поговорить согласилась. И это было второе наше везение: разговор получился интересным и вполне мог продлиться гораздо дольше сорока минут.

Нина Сторчак – женщина уникальная. Впервые за руль – сначала мотоцикла, а потом автобуса (дали прокатиться) – села в 16 лет. Профессиональный же ее стаж берет свое начало в 1987 году, когда после окончания техникума начала водить шеститонный грузовик IFA, а потом и городской автобус «Икарус». Но обо все по порядку.

Мне просто нравилось, и я просто ездила

— Я родилась в Новгородской области, город Боровичи. Там же училась в школе. Там же поступила и в техникум. Были варианты, но сестра посоветовала автодорожный – мол, будешь контрольным техником, – рассказывает Нина Александровна. – Я была единственной девочкой в группе.

— Почему же в итоге вы стали не техником, а водителем?

— Все просто. Когда в техникуме мы начали учиться на категорию С, у меня стало получаться, реально легко пошло вождение. Ну и я решила: почему бы не попробовать. Три года работала на грузовике, перевозила все: от навоза до дачных домиков. Мне просто нравилось, и я просто ездила. Потом начала закрывать остальные категории и в 1990 году закрыла последнюю – D. Появилась возможность водить автобус, так и пересела на «Икарус». Классный автобус: удобный, комфортный, практичный. До сих пор его вспоминаю с нежностью. Лет 17 отработала на «Икарусе», ездила по Боровичам. Потом, когда закрыли завод и не стало запчастей, автобусы стали потихоньку выходить из строя. И когда мой последний «Икарус» сломался окончательно, пришлось сесть на пазик.

— Раз у вас открыты все категории, значит, и легковушку вы водите?

— Вожу. Но мелкие машинки не люблю. Ощущения другие. Но это поймет только тот, кто сидел за рулем автобуса: или ты на вот таких вот габаритах, или едешь задницей по асфальту. А вообще каждому свое. У меня знакомая на кране работает, и каждый день на работу ездит с удовольствием. Так же и у меня – что бог дал.

— Вы начинали еще во времена СССР. Много тогда в Союзе было женщин, которые водили грузовики или автобусы?

— Про всю страну не скажу, но в Новгородской области я тогда была первая и единственная. Водители требовались, но женщин не брали – боялись и запрещали. Мне пришлось ехать в министерство, в Москву. Там брала справку, что женщина может сесть за руль большого автомобиля и только с этой бумажкой меня взяли на работу. Там ведь осложнялось еще и тем, что не было ремзоны, и мы все ремонтировали сами.

— И вы?

— Ну а как иначе. В «Икарусе» я практически все сама делала. Единственное, что двигатель не перебирала. Снимала его и отдавала другим. Колеса меняла. Тяжелые – просто так не поднять, но ломиком нормально!

— Сегодня женщин за рулем легковушек мы видим часто. А меняется что-то в вашей профессии? Становится больше женщин?

— Конечно, больше. В Питере много вижу женщин за рулем. Многие с троллейбусов, с трамваев пересели на автобусы. Ну а вообще принцип-то вождения тот же, что на легковой. Главное тут почувствовать габариты.

— Ну а в Тосненском районе вы остаетесь единственной женщиной-водителем автобуса?

— Да. Приходила одна девочка, пыталась поработать. Но ей достался газовый пазик, а на нем работать нереально тяжело: педали тяжелые, управление. Не буду вдаваться в подробности, просто поверьте – там и мужикам не легко. Я тоже попробовала на газовом – ногу себе повредила. Сейчас на дизеле.

Как к себе домой

— А когда и как вы попали в Тосно?

— В Тосно приехала в 2014 году, седьмой год здесь. У нас там, в Новгородской, и так заработок не ахти был, а потом совсем подзажали. Махнула рукой и с тремя сотками в кармане приехала сюда. Три сотки рублей в кармане и никого знакомых.

— Как же вы решились?

— Был вариант устроиться на работу вахтовым методом, но оказалось, что туда женщин не берут. Пошла сюда, меня приняла Галина Исаковна, хорошая такая женщина из отдела кадров. Спросила: как же ты жить будешь. А фиг знает как! Хорошо, что летом приехала, тепло было. Какое-то время пожила в гараже, в автобусе. Люди попались хорошие, помогали, вытянули меня. Начала снимать комнаты, квартиры. А потом подумала – зачем? Взяла ипотеку, купила дачу на Балашовке и вот нынче перезимовала там первую зиму.

— Было непросто, но в Тосно вы остались. Почему?

— Ну, во-первых, обратно ехать смысла не было – там заработка никакого. А во-вторых, мне изначально понравился Тосно. Он похож на наши Боровичи – зеленый, спокойный, нет особого движения, пробок нет. Я приехала, как к себе домой.

— Вам город понравился. А как город, горожане приняли вас?

— Я в Боровичах хоть и была одна женщина за рулем автобуса, но ко мне все привыкли и относились спокойно. А здесь поначалу все оглядывались и пальцем показывали. Люди реально первое время были в шоке. Некоторые заходят и в ступор впадают: стоят, молчат, смотрят. Я говорю: куда едете, платить будете? Это сейчас практически каждый на маршруте знает. А первое время я практически по всем маршрутам проехала, везде по Тосненскому району покрасовалась. Коллеги-мужчины тоже поначалу удивлялись, но сейчас, думаю, все прошло.

Когда не приходит автобус

— Сейчас ваш основной маршрут Тосно – Нурма…

— Да, и это самый хороший, идеальный маршрут! Двадцать минут туда, двадцать минут обратно, никаких пробок. Плюс мне люди нравятся. Бывают, конечно, как и везде, исключения, но позитива больше. Недавно девочка лет 15-16 села рядом с водительским местом. По-простому достала сыр, говорит – угощайтесь, это домашний. И добавляет: я с вами маленькая ездила. Я сначала удивилась, а потом посчитала: я на этом маршруте почти пять лет, отними от пятнадцати пять, и получается действительно – ребенок ездил. Правда, все хорошие отношения заканчиваются, когда не приходит автобус.

 — То есть, споры и разногласия с пассажирами бывают?

— Конечно! Это как в магазине: кончилась колбаса, а виноват продавец. Сломался автобус или опоздаешь – обязательно все выскажут. Все понимаю, людям ехать надо, но разве ж это мой автобус? Да, говорят, твой, ты виновата! Ну, вот как с такими людьми разговаривать. Это у каждого водителя бывает, работа с людьми она всегда такая. Хотя это и понятно: нет такого человека, который нравится всем, нет и не существует. К слову, бывает и по-другому. Заходят, улыбаются, здороваются, а потом после них в салоне бутылки валяются и вообще свинарник.

— Вот это, наверное, больше всего водителей бесит?

— Неприятно, конечно, у нас же нет уборщиков, так что, все за пассажирами убираем сами.

На 8 марта без подарков

— В чем еще сложность вашей профессии?

— Где-то я читала, что самая тяжелая работа – это та, которую ты не любишь. Если тебе в целом твоя работа по душе, то чего придираться к минусам? Ведь они все равно будут всегда и везде. Вот многим мужикам не нравится работать на маршруте с валидатором (это, когда пенсионеров по карточкам возишь). Ну иди работать на другой маршрут, где его нет. Но ведь и там найдутся свои минусы.

— А в чем прелесть вашей профессии?

— Поймите – это мое место. Вот в этом и прелесть.

— Многие говорят, что их работа им даже снится. У вас такое бывает?

— Бывает. Мне снилось, что я «Икарус» на бок кладу. Буквально сегодня приснилось, что с моста в речку на автобусе улетела. А сколько раз бегала и искала автобус – ой! Подъезжаешь, останавливаешься, куда-то уходишь и не можешь найти машину. Время идет, а ее нет и нет.

— После знакомства с вами, понимаешь, что вы действительно любите свою профессию. И следующий вопрос, наверное, глупый. Но раз уж его заготовил, то задам. Если бы не эта профессия, кем бы вы стали?

— Я когда училась в техникуме, там куча предметов была, в которых я вообще не разбиралась. Все заучивала наизусть. Хорошо запомнила момент, когда мне об этом сказал преподаватель по стандартизации: как ты будешь работать, ты ж ничего не понимаешь? Отвечаю: а я буду всю жизнь баранку крутить! Мне тогда 17 лет было. Так и получается.

— Напоследок не могу не спросить про 8 марта. Бывало такое, чтобы вам в этот день что-нибудь дарили пассажиры?

— Бывало! И цветы, и шоколадки, и подарочки какие-нибудь. Но дарили почему-то только женщины, не мужчины. Ну а в этом году я без подарков от пассажиров – выходной день и это радует.

Фото Евгения Асташенкова / Тосненский вестник


Чтобы узнавать новости быстрее остальных, вступайте в наши группы в социальных сетях «ВКонтакте», Facebook, Instagram, «Одноклассники».

Реклама партнёра

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.