В пятницу сотрудники Следственного комитета Российской Федерации в десятый раз отметили свой профессиональный праздник. Именно 15 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации». Следственные органы начали работать вне системы прокуратуры.

О бытовых убийствах и «заказухе», коррупции и преступлениях сексуального характера «Тосненский вестник» поговорил с заместителем руководителя следственного отдела по городу Тосно следственного управления СК РФ подполковником Алексеем Кушниром.


Сегодня в следственном отделе по городу Тосно трудятся два человека, которые в январе 2011-го вошли в состав самого первого коллектива отдела. Нынешний руководитель – Николай Батарин – в тот же год ушел в следственный отдел по городу Гатчине и вернулся в Тосно лишь в 2020 году, а вот его заместитель – Алексей Кушнир – в строю с тех пор и до нынешнего дня. С кем, как не с ним поговорить о десятилетней истории комитета и отдела, о сегодняшних реалиях работы тосненских следователей.

— Алексей Викторович, ровно десять лет назад Следственный комитет отделился от прокуратуры и начал самостоятельную работу. С чем была связана эта реформа, как ее объясняли тогда, в 2011 году?

— На самом деле все довольно просто. Российская реформа была связана с реформой общеевропейской. Мы пришли к единым стандартам, когда надзор отделен от следствия.

Именно поэтому на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ и был создан отдельный федеральный государственный орган, специалисты которого занимаются расследованием наиболее значимых преступлений.

Это убийства, терроризм, изнасилования, получение взятки, должностные преступления сотрудников правоохранительных органов, коррупционные и налоговые преступления. Также к исключительной подследственности Следственного комитета относят преступления, совершенные лицами с особым правовым статусом: судьи, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов субъектов федерации и члены выборных органов местного самоуправления.

— Что собой представлял отдел в 2011 году? Сильно ли за это время изменился коллектив? Кто сегодня расследует самые громкие и сложные дела в Тосненском районе?

— Штатное расписание за десять лет у нас не менялось: шесть следователей, руководитель и его заместитель. Единственное, в последнее время у нас был недокомплект. То есть, работы на каждого следователя выпадало гораздо больше. При этом государственные задачи, которые перед нами стоят, стараемся выполнять на должном уровне. Отмечу, что сейчас штат у нас заполнен в полном объеме.

Возвращаясь в 2011 год, скажу, что тогда в следственный отдел пришли, в основном, те люди, которые работали и в прокуратуре. Люди с опытом, с умением работать.

 За годы коллектив изменился. Многие ушли на повышение, на смену приходят молодые ребята. С августа прошлого года у нас работают два выпускника академии Следственного комитета. Ребята получили навыки расследования уголовных дел, но теория – это одно, а практика совершенно иное. Набираются опыта: помогаем, контролируем, учим.

Естественно, трудятся у нас и опытные следователи, в том числе, следователь по особо важным делам Павел Кудряшов.

— Правильно я понимаю, что самые распространенные преступления, которые приходится расследовать специалистам отдела – это убийства?

— Не совсем так. На самом деле в последние годы количество убийств заметно снизилось. В начале десятых годов по статье «Убийство» мы возбуждали 13-15 уголовных дел. Это так называемые чистые убийства – с применением огнестрельного или холодного оружия. Сейчас в год пять-шесть таких дел. Больше стало статей по причинению тяжкого вреда здоровью, которое повлекло за собой смерть потерпевшего. А причина проста – алкоголь и наркотики. Посидели, попили, подрались – вот вам и труп. 95 процентов таких случаев связано с алкогольным или наркотическим опьянением.

— Наверняка за эти десять лет были и необычные случаи, которые явно выбиваются из этого ряда?

— Первым делом на ум приходит заказное убийство гражданина Бельгии. Женщина под предлогом возврата долга в 50 тысяч евро пригласила в Россию своего партнера по бизнесу. Здесь его встретили двое злодеев, вывезли в Тосненский район и убили. Труп через несколько дней нашли в лесополосе недалеко от дороги. Через пять месяцев это дело было раскрыто. Задержаны были не только исполнители, но и заказчица преступления, что в таких делах бывает не часто.

За эти десять лет производством было окончено дело серийного маньяка из Любани, который с 2002 по 2008 годы совершал нападения на женщин – насиловал их и убивал. К результату привела длительная и кропотливая работа.

— К слову о маньяке. Мы с вами встречаемся минимум раз в год, и складывается такое впечатление, что преступлений сексуальной направленности становится все больше.

— На самом деле таких преступлений из года в год случается примерно одинаковое количество. В основном, это преступления против несовершеннолетних. Что самое прискорбное, часто преступниками становятся родственники или даже родители потерпевших. В таких случаях преступники получают серьезные сроки. Недавно у нас был осужден мужчина, который насиловал свою дочь. Судом ему определено наказание в виде лишения свободы на срок 15 лет.

К сожалению, все чаще преступления происходят с помощью интернета. Два года мы расследовали несколько эпизодов по делу жителя Тосненского района, который в соцсетях растлевал девочек 13-15 лет. Первое дело поступило к нам из Нового Уренгоя. Наш товарищ растлевал по интернету местную девочку. В процессе расследования выявили еще восемь эпизодов. Среди пострадавших две жительницы Тосненского района, жительницы Белгородской, Кемеровской областей, Башкирии, Москвы.

— Преступлений коррупционной направленности становится больше или меньше?

— В статистике их больше. Больше выявляем плюс к этому сейчас обычно удается привлечь к ответственности сразу три стороны: взяткодателя, получателя взятки и посредника. Каждый из них несет определенную уголовную ответственность.

За десять лет самым, наверное, резонансным коррупционным делом стало дело бывшего главы администрации Любанского городского поселения. Там была самая большая сумма, которую мы установили. В основном же средний уровень взятки – 50-60 тысяч рублей.

— В вашей практике бывали случаи, чтобы человек оказывался в этих стенах дважды? Грубо говоря, отсидел, вернулся и снова совершил преступление?

— Таких случаев немного, но они есть. Помню жителя Любани, который отсидел за изнасилование, вышел и через полтора года снова совершил изнасилование. Сейчас мы расследуем покушение на убийство. Подозреваемый в 2007 году уже был осужден за нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть. В 2020-м вышел на свободу и через несколько месяцев вновь совершил особо тяжкое преступление. К слову, оба преступления совершены им в состоянии алкогольного опьянения.

— Получается, что алкоголь чуть ли не главный виновник преступлений…

— На самом деле это так. Частенько от граждан в неадекватном состоянии страдают сотрудники полиции. При задержании люди ругаются, оскорбляют полицейских, бьют их. Таких преступлений становится все больше. Как выпьют, чувствуют себя героями, а потом, в кабинете следователя, очень скромно себя ведут: извиняются, просят понять и простить – понимают, что может грозить до пяти лет заключения.

Правда, реальный срок в таких делах редкость, но все же не исключение. Недавно житель Никольского был приговорен к двум годам лишения свободы за то, что избил женщину-участкового. В среднем в год возбуждаем по четыре-пять таких дел. В ушедшем 2020 году их было восемь.

— Мы подошли к тому, без чего не обойтись – статистика. Как на ваш взгляд отработал тосненский отдел в 2020-м?

— Несмотря на все трудности, несмотря на недокомплект, отработали достойно. В прошлом году к производству было принято 126 уголовных дел, немногим больше, чем обычно. Это притом, что летом у нас работали всего два следователя. В Тосно даже были прикомандированные следователи из других отделов Ленинградской области. Производством окончено 91 уголовное дело, 76 дел направлены в суд.

По убийствам возбудили десять уголовных дел. По статье «Причинение смерти по неосторожности» – восемь. Четыре дела возбуждено по факту получения взятки, три – по факту дачи взятки, два – за посредничество. Все дела окончены производством и направлены в суд.

Возбуждено два дела по факту изнасилования, три по статье «Насильственные действия сексуального характера», четыре уголовных дела за развратные действия, одно – за сексуальные действия с лицом, не достигшим 16-летнего возраста.

Преступлений, которые совершили несовершеннолетние, было четыре. Преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних – 17.

Возбудили уголовное дело по невыплате заработной платы. Дело отправлено в суд, имущество должника арестовано. Так что, мы не только привлекаем нарушителя к ответственности, но и принимаем меры к возмещению ущерба пострадавшим. За 2020 год в ходе расследования преступлений наложен арест на имущество в общей сложности более чем на 4 миллиона рублей.

— Как начался для отдела новый 2021 год?

— Относительно спокойно. Конечно, следователи выезжали на вызовы, но не с такой интенсивностью, как это бывает обыкновенно.

— В профессиональный праздник принято поздравлять коллег. Что пожелаете сослуживцам?

— После 2020 года самым актуальным пожеланием становится пожелание здоровья. У нас следователи, к счастью, не болели, но были в Ленинградской области районы, где целыми отделами люди болели. Да и нам пандемия немало осложнила работу: болели обвиняемые, болели свидетели.

Еще хочу пожелать успехов во всем, побольше свободного времени, в работе – следственной удачи. Молодым коллегам, которые пришли в коллектив недавно – развиваться и расти. И все у нас обязательно получится.

Фото Евгения Асташенкова / Тосненский вестник


Чтобы узнавать новости быстрее остальных, вступайте в наши группы в социальных сетях «ВКонтакте», Facebook, Instagram, «Одноклассники».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.