Она развернута в Тосненском историко-краеведческом музее.
Больше ФОТОГРАФИЙ ищите по ссылке: https://vk.com/album-142813758_276001968
Это стало возможным благодаря сотрудничеству Объединенного музея-заповедника «Новгородский кремль» и Тосненского историко-краеведческого музея в рамках проекта «Новгородцы на тосненской земле». Выставка посвящена русскому алфавиту.
– Наши музеи связывает давнее плодотворное сотрудничество, – сказала, открывая экспозицию, директор Тосненского музея Наталья Ющенко. – За четыре года совместной работы состоялось уже около десяти научно-познавательных интерактивных выставок. Последние несколько лет коллеги предоставляют нашему музею для экспонирования уникальные подлинные предметы из своих фондов, которые дают возможность посетителям музея прикоснуться к прошлому.
Посетители узнали много интересного о составителях первого алфавита – братьях Кирилле и Мефодии, в память о которых учрежден День славянской письменности и культуры, о появлении рукописных и печатных книг, распространении грамотности в Древней Руси и на Новгородской земле. В экспозиции представлены некоторые из берестяных азбук, в частности из Нутного раскопа Новгорода.

– Первые шаги на пути создания письма были сделаны человечеством 20–30 тысяч назад. Наши предки использовали самые разнообразные материалы для записей: камень, кость, дерево, глину, папирус. В средневековом Новгороде писали на бересте или на деревянных дощечках (церах), покрытых воском, как в Древней Греции и Риме. Инструментом для письма служило так называемое «писало» – металлические палочки с маленькой лопаткой на конце для стирания. Слово «азбука» известно в древнерусском языке с XIII века. Позднее появляются пергамент и бумага, – рассказывала Наталья Ющенко. – Книги переписывали и украшали вручную особыми чернилами и красками. В древних книгах использовали заглавные буквы – буквицы, которые украшались цветным растительным орнаментом. Они украшали и оживляли собой страницу. Отсюда пошло выражение «писать с красной строки».

Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля. Названия букв напоминали людям о таких словах, как: «добро», «земля», «люди», «покой», «слово»…
В ходе экскурсии ребята узнали о том, как появился современный алфавит. Буквы тогда выглядели замысловато – их писали красными чернилами. Первые книги были рукописными, доступ к ним имели только богатые люди.

Лишь в 1564 году появляется печатный станок, который изобрел Иван Федоров, и на котором книги можно было печатать в больших количествах. Таким образом, в Москве появилась первая печатня, и книги стали более доступны для людей. Они украшалась драгоценными камнями, переплеталась в кожаные переплеты. Появились и учебники.

Наряду с печатными букварями в XVII веке существовали и рукописные азбуки в виде свитков и кодексов. На выставке в музее представлено факсимильное издание Азбуки 1667 года, созданное в 1910 году. Азбука-пропись представляет собой свиток, склеенный из десяти листов плотной бумаги, длиной более трех с половиной метров. Особый интерес посетителей вызвал иллюстрированный букварь Кариона Истомина – лучшее учебное пособие своего времени. Кстати, до наших дней дошло выражение, которое употребляли когда-то ученики: «Аз, буки, веди – страшат, как медведи». Неуспевающих строго наказывали.
Цера с буквой, писало, грифельная доска, чернильница, копия свитка, на котором есть все буквы алфавита и который хранится в Санкт-Петербурге – все представляло интерес для юных посетителей. Они с интересом слушали рассказ экскурсовода:

– Во времена Петра первого произошло эпохальное событие в истории русской азбуки. В 1709 году была проведена реформа алфавита. Император Петр I своим указом отменил некоторые ненужные русскому письму буквы. Было изменено и написание самих букв, оно стало более простым и понятным. Кириллический шрифт был заменен новым гражданским шрифтом. Возникло новое название азбуки – «Гражданица», которая предназначалась для светских текстов – для составления писем, деловых бумаг и посланий. После 1917 года некоторые буквы из алфавита убрали.
Последний раздел выставки посвящен букварям советского времени. Среди них книга, по которой первоклассники учились читать в начале XX века. Это букварь Всеволода Флерова. Она впервые вышла в свет в 1906 году, а затем много раз переиздавалась. В 1917 году были введены новые правила орфографии и издан букварь на газетной бумаге.

Все эти древнейшие уникальные экспонаты представлены в витринах Каминного зала музея. Здесь можно также увидеть детские рисунки на тему «Русский алфавит», выполненные в 2012 году учениками 4-го класса школы № 1 г. Тосно (классный руководитель Елена Алексеева).
А затем в музее прошел необычный мастер-класс. Это был урок чистописания для учеников 3-го класса. Дети учились писать пером и чернилами. Ручку надо было держать носиком вперед, указательный палец – сверху. Именно такими ручками вырабатывался ровный правильный почерк. Каждый участник мастер-класса должен был написать большими буквами свое имя. При этом еще красиво и правильно сидеть.
«Как трудно раньше было писать!» – вздохнул кто-то.
«А мне все понравилось. Я думала, что пером очень трудно писать, но оказалось, не так уж и сложно», – сказала одна из девочек.

Старший научный сотрудник музея Антон Петров рассказал ребятам об истории образования в Тосно.
Светлана Чистякова
Фото Евгения Асташенкова/Тосненский вестник
Чтобы узнавать новости быстрее остальных, вступайте в наши группы в социальных сетях «ВКонтакте», Facebook, Instagram, «Одноклассники».