Реклама партнёра

ВОЗ уже признала интернет-зависимость болезнью. Беспорядочное блуждание по сайтам, непрерывное виртуальное общение, онлайн-игры все это указывает на развивающуюся нездоровую привычку. О проблеме интернет-зависимости школьников мы поговорили с психологом-консультантом Марией Евдокимычевой.

Подмена жизни

К каким последствиям может привести зависимость от интернета?

– Любая зависимость является существенным ограничением для полноценной жизни. Алкогольная, наркотическая, игровая и интернет-зависимости имеют общие черты и механизмы развития. Интернет-зависимость влияет на адаптивность к реальной жизни, формирует социопатическую личность, не умеющую общаться с людьми. В своем крайнем проявлении интернет-зависимость может привести к полной самоизоляции человека от общества. Он закрывается дома и взаимодействует с миром только через интернет. Сейчас так можно решать любые вопросы и удовлетворять любые потребности, но это не реальная жизнь. Она проходит стороной.

Как понять, что ребенок стал зависим от интернета?

– Ребенок больше не интересуется ничем, кроме компьютера и гаджетов, проводит с ними все время. Забывает обо всем, что не связано с этим. Самообслуживание, обязанности, учеба, кружки, живое общение практически игнорируются. Напоминание родителей о том, что надо сделать, вызывает досаду, агрессию. Также приступы ярости вызывает запрет на использование гаджета. Фактически у ребенка реальная жизнь подменяется тем, что он находит в интернете, в том числе виртуальным общением. Оно привлекательно тем, что можно создать вымышленный образ и наделить его любыми желаемыми чертами, как бы стать идеальным человеком. Поэтому отсутствие реального круга общения у ребенка или резкое его сужение – это тоже признак зависимости от интернета.

Лимит на гаджеты

Как вы сказали, зависимый от интернета ребенок остро реагирует, когда родители пытаются вмешиваться в его новое увлечение. Что тогда делать родителям, чтобы помочь ребенку победить зависимость?

– Профилактика всегда лучше, чем лечение. Хорошо бы родителям изначально больше уделять внимания своим детям, вникать в их интересы, волнующие их проблемы, устанавливать доверительные отношения. И учить детей жить реальной, а не виртуальной жизнью своим примером. Общение, увлечения, досуг, быт – во все это стоит активно вовлекать детей. И обязательно устанавливать лимиты на использование гаджетов. Например, час в день, после того как сделаны все уроки и выполнены обязанности по дому. Сюда же добавим посещение кружков. Все это важнее гаджетов.

Вообще правила в семье устанавливают взрослые. Но это не значит, что с детьми не нужно разговаривать, обсуждать, договариваться. Договор работает тогда, когда его подписали две стороны. Кстати, составить такой домашний договор о правах и обязанностях со школьником бывает очень полезно.

С какого возраста можно разрешать ребенку пользоваться интернетом?

– Самостоятельно ребенок может пользоваться интернетом, с моей точки зрения, не раньше окончания начальной школы. И родители должны обязательно контролировать контент. Снимать все ограничения можно после окончания школы, наверное. Хотя это все индивидуально. Есть вполне сознательные 12–13-летние подростки, которых и ограничивать особо не надо, а есть безответственные выпускники школы, готовые сутками сидеть в соцсетях, забыв вообще обо всем. Родители должны помнить, что интернет, особенно соцсети – это место потенциальной опасности для «залипшего » подростка, потому что интернет-знакомства могут нести угрозу здоровью и жизни. Об этом тоже нужно обязательно разговаривать. О том, кто может скрываться за профилем нового знакомого и чего не надо делать ни при каких условиях. И о порнографии тоже надо говорить. Очень аккуратно, но надо. Вообще с детьми просто необходимо разговаривать, чтобы быть в курсе их жизни. Тогда у них не будет острой необходимости прятаться в виртуальность от этого мира.

Вообще, чем позже у ребенка появляется смартфон с доступом в интернет, тем лучше. Компьютер – это другое: там можно настроить фильтры, да и он не всегда под рукой. Поэтому сейчас я знаю многих родителей, вполне обеспеченных, которые покупают детям обычные кнопочные телефоны, а не смартфоны. Даже планшет лучше смартфона, ведь его не будешь таскать в кармане и хватать каждую минуту.

Родителям стоит серьезно отнестись к вопросу выбора гаджетов и организации времени ребенка таким образом, чтобы не допустить зависимость от интернета. И лучше всего здесь работает личный пример. Все мы учимся на примере.

Привлекать детей к делам

Сейчас постепенно снимаются карантинные ограничения, связанные с коронавирусом. Тем не менее многие люди по-прежнему соблюдают режим самоизоляции. Для семьи это сложный период. Во-первых, ребенок от избытка свободного времени тянется к компьютеру, а во-вторых, к компьютеру могут тянуться и взрослые, давая тем самым негативный пример. Как организовать психологически полезный досуг в подобных условиях?

– Основная задача – искать и находить полезные и интересные занятия вне интернета. Нужно устанавливать жесткие лимиты. Например, час в день на интернет. Хоть шесть раз по 10 минут, хоть сразу 60. И привлекать к жизни. Учить готовить, гладить белье, делать уборку вместе, читать бумажные книги, копаться в грядках, за грибами поехать в лес, потом сушить их или солить вместе. Делать это родителям самим, чтобы подавать пример и отвлекать детей. Издавна все народы привлекали детей в деятельность взрослых, обучая так реальной жизни. Это лучшее, что может быть 47

Алена Петрова

Реклама партнёра

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.