Первый министр полиции, санкт-петербургский военный губернатор, генерал от инфантерии, генерал-адъютант… Его имя чтят и помнят на тосненской земле. Сегодня рассказ краеведа из поселка Шапки Татьяны Киселевой – о жизни выдающегося государственного и военного деятеля Александра Дмитриевича Балашева (Балашова).
Счастливейшее время
Александр Балашев (Балашов) родился 13 (24) июля 1770 года в Москве. В семье Дмитрия Балашева и Матрены Чаплиной было восемь детей: Дмитрий был их единственным сыном, остальные – девочки. Отец в царствование Екатерины II достиг видного служебного положения. В октябре 1775 года, в возрасте пяти лет, Александр был записан отцом на службу фурьером в лейб-гвардии Преображенский полк. Но до 1781 года Александр воспитывался дома. Отец готовил сына к военной карьере.
В одиннадцать лет, 1 сентября 1781 года, Александр был пожалован в пажи к Высочайшему Двору императрицы Екатерины II и определен в Пажескую придворную школу (так именовался при Екатерине II Пажеский корпус). Время пребывания при дворе Екатерины II Балашев называл одним из счастливейших в своей жизни.
В январе 1791 года Балашев был произведен в поручики гвардии и зачислен в Измайловский полк. Окончание пажеского корпуса и начало его службы совпало со смертью отца. В канун 1795 года Балашев добился перевода в армию, где вскоре был зачислен подполковником в Астраханский гренадерский полк.
С приходом к власти императора Павла I он был переведен в Казань, где в 1798–1799 годах становится командиром Казанского гарнизонного полка, а затем – полковником. Вскоре его награждают первым в его карьере орденом Святой Анны. В возрасте 28 лет он получил чин генерал-майора, был назначен комендантом Омской крепости и шефом Омского гарнизонного полка. Перед самым назначением в Омск женился на представительнице состоятельного дворянского рода Наталье Коновницыной. На новое место службы он отправился вместе с молодой женой, матерью и пятью сестрами.
Умен, начитан, проницателен, деловит
В 1804 году ему неожиданно предлагают должность обер-полицмейстера Москвы.После небольшого раздумья Балашев дал ответ: «Хоть и трудно быть разжалованным из попов в диаконы, ибо как военный губернатор я имел в команде у себя полицмейстера и всю полицию, а тут сам буду под командой; но я бы должность принял». Служба московским обер-полицмейстером складывалась весьма успешно – последовали награда Аннинской лентой и награждение орденом Святого Владимира 3 степени.
В 1806 году Александр Дмитриевич понес две тяжелых утраты: в феврале умерла его матушка Матрена Ивановна Балашева, а три недели спустя умерла жена Наталья Антипатровна.
С ноября 1807 года начался петербургский период в карьере Балашева. Далее события в служебной деятельности Александра Дмитриевича следуют одно за другим. В ноябре 1807 – марте 1808 г. Балашев исполняет обязанности Генерал-кригс-комиссара в Комиссариатской экспедиции при Военной Коллегии.
В 1808 году он женился второй раз, на москвичке Елене Бекетовой, дочери Петра Бекетова. Брак во всех отношениях оказался удачным. Елена Петровна стала хорошей матерью детям от первого брака Александра Дмитриевича – Дмитрию и Анне. Она принесла в приданое не только свое богатство, но и обширные родственные связи с известными дворянскими фамилиями. В этом браке родилось три сына – Петр, Александр и Иван.
Чуть позднее Балашев становится уже Санкт-Петербургским обер-полицмейстером. В этот период по роду своей службы он сблизился с императором Александром I и сумел произвести на молодого государя благоприятное впечатление: «умен, начитан, проницателен, деловит».
Войну 1812 года Александр Балашев встретил петербургским военным генерал-губернатором, министром полиции и членом Государственного совета. 28 марта 1812 года Балашов был освобожден от поста генерал-губернатора Петербурга и министра полиции. Во время Отечественной войны 1812 года и заграничных походов он почти постоянно находился при Александре I. В самом начале войны Александр I направил к Бонапарту Балашева с личным письмом, наделив его полномочиями вступить в переговоры о прекращении военных действий. Наполеон ознакомился с посланием Александра I и ответил Балашеву: «Я не могу согласиться на требования вашего императора. Когда я что занял – считаю своим». Лев Толстой в своем романе «Война и мир» подробно, на 20 страницах, описал поездку в лагерь к французам и встречу с Наполеоном «генерал-адъютанта Балашева, одного из ближайших лиц к государю».
В 1815 году Александр Балашев находился при императоре. Положение его после окончания Отечественной войны в столице было сложным: оставаясь в свите императора и составе Государственного совета, он тем не менее не получил ни одной из своих довоенных должностей. Вскоре его назначили на новую должность – генерал-губернатора пяти центральных губерний: Воронежской, Орловской, Рязанской, Тамбовской и Тульской. Как и на прежних должностях, его отличали огромная трудоспособность, деловитость, требовательность к себе и подчиненным. Он лично контролировал ход дел в каждой губернии. Генерал-губернаторство Балашева стало важным звеном в преобразованиях, проводимых императором Александром в местном самоуправлении. Тогда С. Н. Глинка посвятил Балашеву стихотворение:
Почтенный Балашов! И ныне
В щастливейшей живут судьбине
5 областей, тебе Царем
В твое врученных попеченье.
Ты новое сие служенье
Объемлешь сердцем и умом,
Ты сирых слезы обтираешь;
Ты бедным всем благотворишь;
Корысть, неправду истребляешь
И лжи безмолвствовать велишь.
Как попечительный отец,
Детей блаженство назидаешь;
И путь к добру им предлагаешь;
Так, ты друг правды и сердец!
Равно о ближних ты радеешь,
В их нужды ты входить умеешь…
Елена Петровна с детьми последовала за мужем в Рязань. Она умерла осенью 1823 года и была похоронена в Рязани. Александр Дмитриевич тяжело переживал утрату, что сказалось на его здоровье.
Последние годы службы Балашева пришлись на царствование императора Николая I. В 1826 году Балашев был награжден орденом Георгия IV степени за 25 лет беспорочной службы с момента вступления в обер-офицерский чин.
Преобразования в имении Шапки
В сентябре 1834 года Александр Балашев окончательно вышел в отставку по болезни – «уволен в отставку с мундиром». Отставной генерал в полной мере смог уделить внимание делам, которыми долгое время он мог заниматься только урывками. Большую часть года предпочитал проводить в своем имении Шапки в Шлиссельбургском уезде. В состав имения входили село Покровское (Шапки) и деревни Нурма, Пендиково, Гертово, Белово, Белоголово и Ерзуново с 21 тысячью десятин земли и 200 душами крепостных крестьян.
Балашев создал новую обширную усадьбу рядом с селом Покровским на холмах у Мельничного ручья. Был разбит красивый пейзажный парк, проложены дорожки и аллеи. Имение украшали несколько живописных прудов и ручей. Появились у въезда в усадьбу вместительный помещичий дом – крыльцо украшали два бронзовых льва (дом был разрушен в ходе боевых действий во время Великой Отечественной войны); кирпичный павильон в парке для библиотеки Балашева. В бывшем имении Шапки это единственное строение, которое, претерпев небольшие изменения, сохранилось до начала XXI века. Сейчас в нем находится действующий храм Покрова Пресвятой Богородицы. В 2018 году рядом с бывшим библиотечным павильоном был торжественно открыт памятник А. Д. Балашеву. Авторы памятника – Ю. Соколов и В. Ильин.
В парке была сооружена добротная оранжерея с двумя кирпичными жилыми корпусами для садовников. Оранжерея долго сохраняла свое назначение, владельцы имения до самой революции выращивали в ней экзотические фрукты и овощи. После войны в разоренных и сожженных почти дотла Шапках в здании оранжереи в 1950–1960-х гг. нашла приют Шапкинская сельская школа. В 1990-х гг. заброшенное здание быстро разрушалось, к началу XXI века от него оставались одни руины.
До строительства моста через реку Тосну Балашевы предпочитали добираться до имения от тракта Петербург – Москва через небольшое поселение Приют (Круги), которое находилось в районе современного пристанционного села Ушаки, и далее по старой Нурменской дороге через деревню Нурма к следующей путевой остановке – мызе генерала. Упоминания о Приюте встречаются в метрических книгах Покровского храма в Шапках. Рядом с Нурмой Балашев построил небольшую мызу, которую долгое время использовал как путевой домик. Позже здесь был охотничий дом, а в 1902 г. тогдашний владелец Ф. И. Петрококино, купивший у внука Балашева – Петра Александровича – имение Шапки, построил красивый кирпичный двухэтажный охотничий дом «Диана». Он был разрушен в январе 1944 года, когда из его стен выбивали немецких оккупантов.
Река Тосна в XIX веке была полноводнее, и по ней сплавляли лес. При Балашевых для сплава леса был прорыт канал из Пендиковского озера в речку Иголинку, впадающую в Войтоловку, приток реки Мги. В 1820-х годах на дороге Тосно – Шапки Александр Дмитриевич организовал строительство моста через реку Тосну. От ямской слободы Тосно через Балашевский мост пролегала дорога к мызе Балашевых и имению Шапки. К реке Тосне в районе моста проходила улица, получившая в народе название Балашовка, которое к началу XX в. стало использоваться официально. Сейчас в Тосно есть целый микрорайон с официальным названием Балашовка.
Последнее путешествие
Уйдя в отставку, Балашев был вынужден много времени уделять своему пошатнувшемуся здоровью.В 1836 году он ездил на известный европейский курорт – в Карлсбад. После курса лечения он смог совершить путешествие по Европе и побывать в Швейцарии. В 1837 году Александр Дмитриевич в очередной раз собрался на лечение за границу, но скончался по дороге, в Кронштадте, где должен был пересесть на корабль, отправлявшийся в Европу. По настоянию сыновей тело его было перевезено из Кронштадта в имение Шапки и захоронено в подземной крипте храма Покрова Пресвятой Богородицы, о чем свидетельствует запись в Метрической книге Покровской церкви за 1837 год.
Церковь пострадала в годы Великой Отечественной войны, по утверждению старожилов, при отступлении ее взорвали немецкие оккупанты. Окончательно руины церкви разобрали в 1960-х годах. Сохранились ли под землей семейные склепы, сказать трудно, на этом месте стоит магазин Тосненского райпо, перекрывая большую часть сохранившегося под землей фундамента церкви. Рядом с местом, где когда-то стоял Покровский храм, краеведы и жители поселка установили Поклонный крест. Хотелось бы восстановить историческую справедливость и воссоздать надгробие на месте захоронения А. Д. Балашева 47
Подготовила Светлана Чистякова