Имя учителя Тосненской школы № 1 Николая Николаевича Бровина широко известно в районе. Среди его учеников – Елена Полукайнен, Антон Кокорин, Георгий Олисашвили, Даниил Верига… Все они – незаурядные и яркие личности. Кто-то сегодня работает в сфере высшего образования, кто-то стал капитаном дальнего плавания, кто-то блистал в Олимпийском спортивном движении, кто-то посвятил свою жизнь программированию, а кто-то обращается сегодня к жителям нашей страны с Первого канала Российского телевидения. В числе бывших воспитанников Николая Бровина – нынешний глава Тосненского городского поселения Александр Канцерев, проявивший большой интерес и стремление к новому в те годы предмету.

Бывшие ученики Николая Николаевича работают не только в российских, но и в зарубежных компаниях, раз за разом выбирая для себя, конечно же, сферу IT. Вот как они отзываются о своем педагоге:

Георгий Парамонов, выпускник, золотой медалист:

«Николай Николаевич по праву считается одним из основоположников преподавания информационных технологий и программирования в Тосненском районе. Я очень благодарен ему за возможность обучаться этому предмету. Информатика была не только интересной наукой, но и отличным подспорьем при дальнейшем обучении в вузе».

Дмитрий, капитан дальнего плавания:

«С Николаем Николаевичем мы встретились первый раз в 1990-м году на уроке информатики. Нам тогда бросились в глаза отличия в подаче материала. Это было больше похоже на лекцию в институте, чем на школьный урок. Было приятно, что, в отличие от других учителей, Николай Николаевич общался с нами не как с детьми, а как с будущими специалистами. Мы поняли, что в жизни, как и в информатике, есть единицы и нули, и если ты приложишь усилия и чего-то добьешься, то станешь единицей, а если нет, – останешься нулем».

Сам Николай Бровин не устает повторять, что во все времена поддержку во внедрении новых информационных технологий в школе оказывали Николай Федоров, Иван Хабаров, Анатолий Цыганов. Ходатайство на получение первой школой первых персональных отечественных компьютеров в 1985 году подписала Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР Валентина Паршина. Причем написала письмо от руки, находясь на рабочем месте в парнике. Николай Николаевич был восхищен ее простотой и человечностью. Да и районная газета не отставала. В издании велась постоянная рубрика, посвященная информатике. Ее готовили Владимир Машенков и Нина Куртова.

И вот Николай Бровин, почетный работник общего образования, победитель ПНПО – конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями Ленинградской области «Золотая тысяча-2009», обладатель медали Всероссийского педагогического собрания «Народное признание педагогического труда Учитель Великой России», снова стал героем нашего материала.

  – Николай Николаевич, ученики вас не забывают?

 – Многие ребята о наших уроках до сих пор отзываются с теплотой. Меня радует, что каждый из них не просто нашел себя, но и стал успешным человеком. Я горжусь, что мои выпускники состоялись именно в сфере информационных технологий, стали высококлассными специалистами. Это означает, что та путевка в жизнь, которую я и мои коллеги смогли дать им когда-то, оказалась счастливой.

Фотографии из личного архива Николая Николаевича Бровина

Сегодня школа совсем другая: современным детям компьютеры не в новинку. Многие из них управляются со сложной техникой куда лучше, чем их родители. Но на уроках информатики я по-прежнему встречаю заинтересованных, жаждущих знаний ребят.

Среди моих сегодняшних учеников и выпускников последних лет – победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников по информатике и ИКТ муниципального и регионального уровня, дипломанты научно-практических конференций, победители и призеры всероссийских олимпиад высших учебных заведений Санкт-Петербурга. Не могу вспомнить такого года, когда бы у нас в школе не было подобных побед.

 – Много ярких побед было в последнее время?

– Наши ученики – увлеченные и творческие. Поэтому – да, много. Например, выпускник 2019 года Давид Быков стал победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике. На региональной Открытой олимпиаде для школьников «Информационные технологии» Давид также стал победителем, а его одноклассник и также мой выпускник Павел Алимов получил диплом II степени.  Кроме того, Давид получил диплом I степени по итогам Всероссийской олимпиады по программированию (ИТМО).

Фотографии из личного архива Николая Николаевича Бровина

Выпускники 2020 года, несмотря на все сложности этого года, продолжили победную традицию. Так, в нынешнем учебном году победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике стали ученики 11 класса Максим Декин, Виктор Шаульский, Михаил Ширкевич, ученик 9 класса Вадим Репкин. Призерами этого этапа олимпиады стали десятиклассники Валерий Константинов и Даниил Прусаков и девятиклассница Валерия Черентаева. Максим Декин стал призером и регионального этапа олимпиады по информатике.

Сегодня мои ребята не просто демонстрируют блестящие знания, но и делают это в условиях большой конкуренции. Ведь это когда-то мы были единственными, кто начинал сложную подготовку школьников по информатике.

 – Помимо богатой педагогической биографии, у вас и еще и богатая семейная история, которая тесно связана с городом Тосно…

– Наша семья переехала в Тосно в послевоенные годы, когда отец завершил военную службу в Австрии. В то время Тосно был поселком, состоящим в основном из одноэтажных домов. Запомнилась мне белокаменная церковь со следами сажи на проспекте Ленина и кинотеатр имени Карла Маркса на улице Октябрьской. Здание кинотеатра было построено до революции и использовалось как приют для детей, потерявших родителей в Первую мировую войну. После революции это помещение стало культурным центром поселка. В нем располагались большой и малый кинозалы, библиотека.

Николай Бровин с мамой и родственниками

После войны в самом поселке осталось изрядное количество боеприпасов. Помню, как отец устроил мне выволочку за то, что я играл с двумя лимонками, найденными около дома.  На болоте, которое называется Настасий рукав, около быстрой болотной речушки долго стояли останки нашего самолета, а на островках находились укрепсооружения.

В 1959 году я пошел в первый класс школы, расположенной на Балашовке, около реки.  В этом здании учились четыре начальных класса – по одному на каждой параллели, был спортивный зал и интернат для учеников из Нурмы и близлежащих деревень.

Николай Бровин с сестрой и племянницей Галины Бровиной

У нас в классе был 41 ученик и замечательный педагог – Галина Антоновна Иванова. В школе мне повезло, меня учили лучшие учителя: Валентина МихайловнаРощина, Сергей Михайлович Румянцев, Семен Ильич Лившиц, Валентина Ивановна Бобкова, две сестры из трех – Александра Сергеевна и Анна Сергеевна Кузьмины (третья сестра, Мария Сергеевна, работала в школе в Ульяновке). Любимым директором школы был Анатолий Васильевич Войтов. С теплотой и благодарностью вспоминаю учителя математики Зою Сергеевну Мягкову, учителя физики Евгения Евгеньевича Ушкова, пионервожатую Виолетту Викторовну Рафальскую.

Вообще школьные годы пролетели весело и беззаботно! Уже не думается об очередях за хлебом в хрущевские времена в сельпо или о муке по талонам, когда печенье и пряники были практически недоступным лакомством. Помню походы за вкуснейшим хлебом в Тосненскую пекарню (от больших полуторакилограммовых буханок черного и белого хлеба корочек не оставалось), турпоходы вокруг Ладоги, поездки в Великий Новгород, в Молдавию на сбор фруктов. Весело проводили время на уличной площадке на Землеустроительной улице, где у дома Героя Советского Союза Тимофеева поставили батут и всякие спортивные снаряды, которые дал клуб юных космонавтов Дома пионеров.

Сергей Бровин и Ершов А.П.

Дом пионеров и один из его руководителей Галина Дмитриевна Пальмина – это отдельная история, заслуживающая внимания. Он появился в Тосно, когда объединили Тосненский и Мгинский районы, а существующий Дом политпросвещения отдали пионерам. Здесь работали многочисленные кружки и секции. Запомнились театральная студия под руководством Марии Александровны Виноградовой и клуб юных космонавтов Василия Александровича Румянцева. 

Многие выпускники клуба связали свою жизнь с авиацией – Виктор Смолин, чемпион мира по высшему пилотажу, летчики – Сева Тимофеев, Володя Галочкин, Боря Гурьянов.

Одним из судьбоносных моментов юности было то, что мне вместе с одноклассниками пришлось поработать на строительстве очередного здания школы на проспекте Ленина, 24. С этим ставшим для меня родным зданием и связана вся моя педагогическая практика в школе. Студентом я преподавал здесь физику.

Если говорить о личном участии в жизни нашего города, я бы, наверное, отметил мою многолетнюю работу в образовательной сфере. За эти годы мною, моей супругой Галиной Николаевной Бровиной и моими коллегами была проведена действительно огромная работа по внедрению преподавания информатики в школе.

– Николай Николаевич, как так вышло, что вы решили связать свою жизнь с информатикой?

– В 1969 году я завершил обучение в Тосненской средней школе, тогда она была единственной. Но моим мечтам поступить в Ленинградский государственный университет, в котором я с отличием окончил заочную математическую школу, не пришлось сбыться. Во всем виновата, как ни странно, золотая медаль.

Бровин Н.Н. и Разумихина (Бровина) Л.Н.

В Тосненском районе я тогда был единственным медалистом, так как изменились правила награждения. И мои экзаменационные работы проверялись так долго, что аттестат я получил только в конце июля, когда прием документов в университете был завершен. Никаких торжественных мероприятий по поводу вручения золотой медали и аттестата с отличием не было. Аттестат мне принес завхоз школы прямо домой.

Начитавшись книг любимых писателей братьев Стругацких, я решил стать специалистом по вычислительным машинам. Подходящая специальность нашлась в Ленинградском институте авиационного приборостроения, на кафедре технической кибернетики.

Учеба пошла стремительно и весело. Каждое лето выезжали в стройотряды. Я был бойцом, бригадиром на строительстве «КамАЗа», комиссаром объединенного студенческого отряда «Авиатор» побывал в Мурманской области. Это не помешало мне учиться на повышенную стипендию – 75 рублей и работать на полставки лаборанта на кафедре, получая 41 рубль в месяц. Кто жил в те времена, тот понимает, какие большие это были деньги.

На кафедре у нас работали известные ученые в области теории информации и кодирования. С 1973 года кафедрой вычислительных систем и машин руководил лауреат Государственной премии СССР профессор Михаил Борисович Игнатьев.

  – А как вы пришли к профессии преподавателя? Ведь вуз, который вы окончили, не является педагогическим.

– Именно Михаил Борисович Игнатьев привлек меня к работе со школьниками в области информатики. В 1979 году я возглавил Северо-Западный филиал Всесоюзной заочной школы юных программистов при журнале «Квант». Лучшие ученики участвовали во Всесоюзных летних школах юных программистов в Новосибирском академгородке. Здесь я познакомился с академиком Сибирского отделения академии наук Андреем Петровичем Ершовым – основателем школьной информатики в СССР.

Фотографии из личного архива Николая Николаевича Бровина

На этих школах я был председателем жюри по проверке работ школьников и завучем. В эти же годы проводилась очень интересная работа в газете «Ленинские искры». Здесь мы с Галиной Николаевной и 10-летним сыном совместно с журналистом, председателем Союза журналистов Игорем Александровичем Сидоровым вели рубрику «Твой ход, компьютер!».

С 1975 года я начал преподавать на кафедре ЛИАП (ныне ГУАП), закончил аспирантуру, прошел путь от математика-программиста до доцента. Был первым победителем конкурса «Преподаватель года ГУАП». Работая в ГУАПе, на основе научной работы, связанной с разработкой вычислительных систем современных летательных аппаратов, разработал курс в области «Имитационное моделирование сложных дискретных систем».

39 лет являюсь одним из организаторов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития», неизменным ученым секретарем конференции на безвозмездной основе.  Одним из участников 1981 года стал ученик физико-математической школы 239 Григорий Перельман. Сегодня это имя хорошо известно всем, кто интересуется развитием математической науки в мире.  

  – Николай Николаевич, с чего началась ваша работа в Тосненской средней школе № 1?

– Будучи студентом, я преподавал в родной школе физику. В 1984 году мы с Галиной Николаевной вошли в группу преподавателей, которая вела переподготовку учителей математики и физики со всей страны для преподавания нового предмета – информатики.

С 85-го года я преподаю информатику в первой школе города Тосно. Всегда очень хотелось привнести новые тенденции образования в родную школу, чтобы городок, который стал для меня по-настоящему родным, действительно был современным, а дети, получающие здесь образование, могли осваивать самые новые учебные программы, были конкурентоспособными, шли, что называется, в ногу со временем.

Фотографии из личного архива Николая Николаевича Бровина

В 1991 году школа получила статус пилотной. Этому способствовала неуемная энергия Галины Николаевны, прорвавшейся к министру со своим проектом и убедившей его, что Ленинградская область достойна стать участником международной инновации.

На протяжении многих лет я возглавляю районное методическое объединение учителей информатики, мы постоянно ведем работу по повышению квалификации учителей, подготовке кадров для успешной работы с выпускниками, развитию олимпиадного движения в школах.

  – В последнее время, наверное, серьезно изменились методики подготовки школьников?

– Конечно, за годы развития школьной информатики все колоссально изменилось: и подходы к преподаванию предмета, и практическая работа, и «железо», на котором мы работаем. Сейчас каждый ученик на уроке обеспечен индивидуальной техникой, более того, материально-техническая база школы обновляется и улучшается с каждым годом. У нас есть мобильные классы, мультимедийное оборудование, которое позволяет работать в онлайн-режиме с ведущими вузами страны.

Мы начинали с освоения общих пользовательских программ, знакомили учеников с действительно интересным, но трудно применимым в повседневной жизни предметом.

Современная реальность требует, чтобы как можно раньше учащийся освоил пользовательские навыки в работе с компьютером: уверенно владел современными офисными программами, текстовыми инструментами, мог легко выполнить презентацию, умел работать с электронными базами данных и таблицами, использовать медиа-приложения. Без компьютера сегодня нельзя представить учебу в школе, поэтому стандартные рабочие программы по информатике ориентированы именно на пользовательскую подготовку.

Наша же школа уникальна именно тем, что мы преподаем информатику углубленно. Начиная с 5 класса наши ученики изучают программирование, что я считаю огромным преимуществом. Я хочу, чтобы моим ученикам были по силам самые серьезные горизонты этой потрясающей науки, поэтому всю свою профессиональную жизнь придерживаюсь девиза: «Образование без науки – это ноль».

 – Расскажите, пожалуйста, о своих профессиональных и творческих планах на будущее.

– Мои планы? Конечно, продолжать работать с ребятами! Я буду счастлив, если мои ученики состоятся в жизни и не потеряются в стремительно развивающемся мире.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Лучший преподаватель, который у меня когда-либо был. Николай Николаевич вел у нас информатику в ГУАП, 2000-2002 год.
    Лекции всегда давал под диктовку, в итоге если даже пропустил лекцию, то переписав ее у кого-то можно было полностью понять, что было пройдено.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.