21 июня в России отмечается День медицинского работника. 2020 год начался для наших медиков, как для их коллег со всего мира, особенно тяжело: в связи с пандемией коронавируса врачи и медсестры оказались на передовой борьбы с болезнью, ежедневно спасая тысячи человеческих жизней.
Один из самых актуальных вопросов сегодня – работа поликлиник во время пандемии COVID-19. Свои антивирусные меры вводят как частные, так и муниципальные поликлиники. О том, как организована работа поликлиники города Никольское, рассказывает ее заведующий Александр Лукьянов. Наш разговор состоялся в канун профессионального праздника медиков.
– Александр, вы недавно работаете в Никольской поликлинике. Расскажите, пожалуйста, немного о себе и о том, почему вы решили стать врачом.
– Я приехал в Ленинградскую область из города Томска. Окончил Сибирский государственный медицинский университет. Затем поступил в Санкт-Петербургский университет усовершенствования врачей-экспертов. По окончании пришел работать в поликлинику №27 Адмиралтейского района Петербурга. Проработав там, решил, что неплохо будет попробовать свои силы в медицинском учреждении небольшого городка. Пришел в Тосненскую КМБ: меня радушно приняли в городе Никольское.
Думаю, профессия сама меня выбрала. Ведь в медицине я оказался прямо после школы – сразу, как поступил в медицинский колледж. Пока учился, работал санитаром, потом медбратом, 6 лет отдал работе в реанимации в токсикологическом отделении в Томске, то есть прошел фактически все ступени медицинской лестницы. В Никольской поликлинике я работаю с января 2020 года. Пришел на должность заведующего терапевтическим отделением. С марта нынешнего года занимаю должность заведующего Никольской поликлиникой.
– А вы помните свой первый рабочий день в Никольской поликлинике? Как он прошел?
– Что могу сказать, прошел он достаточно спокойно, коллектив в нашей поликлинике дружелюбный. Сразу меня работой никто не заваливал, проверок на прочность, что называется, не устраивал. Ведь как бывает: приходит новый сотрудник, особенно если на руководящую должность, и начинаются сразу тяжелые трудовые будни. А тут я смог не спеша познакомиться с коллективом, у меня было время адаптироваться в новой должности.
– А что для вас самое сложное в работе? Сейчас и в целом?
– Работа медика в принципе непростая. Мне всего только 30 лет, а коллектив оказался постарше меня. Я боялся, конечно, что меня не примут всерьез, и я не смогу заработать достаточный авторитет у коллег. Но накопленные знания и опыт мне помогли. Конечно, непросто было войти в новый коллектив. Но, на мой взгляд, я сделал это вполне достойно. И сейчас сложностей никаких нет, все более или менее хорошо.
– Сегодня в разговоре с врачом нельзя обойти тему коронавируса. Он повлиял на многие сферы жизни, но основной удар взяли на себя медики. Расскажите, как строится ваша работа сейчас?
– Не буду скрывать, новая коронавирусная инфекция внесла ощутимые изменения в темп нашей работы. Плановое лечение практически остановилось, в основном ведется прием экстренных или неотложных пациентов. И это, конечно, беспокоит наших жителей. Наша задача – постараться доступно объяснить людям, как им быть в такой непростой ситуации, и правильно организовать работу на новый лад.
– Пациенты слишком негативно воспринимают то, что нет планового приема?
– Случается и такое. Люди из-за отсутствия достаточной информации подчас эмоционально реагируют на некоторые изменения в нашем графике. Но это просто недостаток сведений. Они должны быть изложены в понятной и простой форме. Потому как заведующий поликлиникой я постарался наладить связь с горожанами и создал страничку в социальной сети «ВКонтакте», периодически выкладывал туда актуальную информацию.
– О чем именно вы рассказывали?
– О том, кому стоит приходить в поликлинику, кому – не стоит и лучше вызвать врача на дом. Много было информации о том, что делать в случае травмы, тем, у кого заканчивается срок инвалидности, у кого длительные больничные листы и прочее. То есть информация была для пациентов, вынужденных ходить в поликлинику за теми или иными процедурами и справками. Если, например, физиотерапевтическое лечение отменялось, мы должны были известить об этом людей. Такие новости я и выкладывал.
– А если, например, пожилой человек одинок? Что ему делать, где можно получить необходимые сведения?
– Как пошла волна эпидемии, мы ввели в регистратуре три дополнительных номера телефона: 52-003; 8 (911) 187-00-95; 8 (911) 187-00-52. Плюс к этому открыли дистанционную выписку льготных рецептов. Все документы, которые не требуют посещения врача, мы выдавали дистанционно. Очень сильно помогли наши друзья – волонтеры города Никольское под руководством Ивана Тюлькова. Они получали для льготных категорий граждан препараты и разносили их по домам, избавив тем самым людей из группы риска от посещения поликлиники.
– Александр, скажите, пожалуйста, для кого сейчас открыта плановая помощь?
– Для трех категорий пациентов: это горожане, страдающие эндокринологическими, сердечно-сосудистыми заболеваниями и онкобольные. Для них плановая помощь открыта, как и прежде, по записи. Все исследования для таких граждан тоже проводятся.
— А все остальные пациенты вынуждены пока повременить с лечением?
– Если у пациента не острое неотложное состояние, не обострение хронического заболевания, то повременить с лечением ему стоит. Пациенты, страдающие хроническими заболеваниями, не входящие в эти группы, и те, у которых не наблюдается обострения болезни, подлежат диспансерному учету и общаются с доктором дистанционно или, принимая свою основную терапию, ждут открытия плановой помощи.
Связано это с тем, что всегда нужно рационально оценивать риски. Чтобы планово обследоваться человеку с хроническим заболеванием, с тем же остеохондрозом или хроническим гастритом, холицеститом, нужно прийти в поликлинику, то есть подвергнуть себя риску заражения серьезной инфекционной болезнью. Но если у человека хронические заболевания обострились, то медицинская помощь обязательно должна быть оказана.
– Как врач вы можете сказать, что уровень пандемии снижается?
– По статистике, количество заразившихся хоть немного, но все же снижается. Но коронавирусная инфекция пока не утихла. Часть пациентов являются бессимптомными носителями. Да, у них есть положительный результат, но при этом никаких видимых признаков заболевания нет. Такие граждане находятся на самоизоляции. И есть группа заболевших, которая переносит COVID-19 достаточно тяжело, в виде вирусных пневмоний. Пневмония лечится долго и нередко вызывает осложнения. Поэтому сейчас основное направление работы – борьба с пневмонией.
– Если говорить о тестах на коронавирус, то в настоящий момент есть два вида исследований: берут кровь на анализ или биоматериал из гортани и из носа. Вы можете рассказать, в чем их различие? Кому и какие тесты стоит делать?
– Да, есть два вида тестов. Это ПЦР-диагностика – то, что в народе называется мазок – из зева и носа. Этот анализ выявляет наличие вируса у человека прямо сейчас, говоря научным языком, это выявление генетического материала вируса. Если в эпителии зева и носа вирус присутствует, значит, исследование ПЦР его точно выявит. Здесь может быть либо положительный результат, либо отрицательный.
И второй тип анализа, который мы так долго ждали, это анализ крови на ИФА (иммуноферментный анализ). Он выявляет иммуноглобулины М и G. Одни из них – ранние, другие – поздние. Одни выявляют заболевание, которое находится в острой фазе: если иммуноглобулины ранние положительные, то человек болен сейчас. Если выявляются поздние иммуноглобулины, то положительный результат говорит нам о том, что человек уже перенес коронавирусную инфекцию.
– А могут ли эти анализы друг другу противоречить?
– Случается, что эти анализы противоречат друг другу. ИФА (иммуноферментный анализ), который берется по крови, может быть ложноположительный или ложноотрицательный. Все зависит от образа жизни, от того, что накануне человек съел. Может быть такое, что ПЦР генетический материал выявил и человек болел коронавирусной инфекцией, а иммуноглобулины отрицательны. Такое тоже случается.
– А в Никольской поликлинике можно эти анализы сдать?
– Мы берем анализы на ПЦР, то есть мазки из зева и носа. Но только при определенных показаниях: когда человек возвратился из-за границы или контактировал с пациентом с подтвержденной коронавирусной инфекцией. Такие контактные пациенты непременно обследуются, как и пациенты, которые обратились к врачу,и у доктора появляются основания проверять их на COVID-19. Это больные, у которых ОРВИ, бронхит и, конечно же, пневмония. Но если у человека нет никаких симптомов, если он не был в контакте с больным, пока сдать ПЦР ему нельзя.
– Продолжая тему диагностики коронавируса, скажите, как в Никольской поликлинике обстоят дела с техническим оснащением? У вас есть все необходимое для работы?
– Все исследования на новую коронавирусную инфекцию делаем в полном объеме, и все для этого есть. Средства индивидуальной защиты для медицинского персонала, который работает с пациентами с COVID-19, у нас также есть. Но аппараты диагностики, компьютерный томограф находятся в Тосненской КМБ. Если необходимо сделать компьютерную томографию, мы направляем пациента в Тосно.
– Несмотря на эпидемию коронавируса, продолжается ли работа по модернизации здравоохранения?
– Что сказать по поводу модернизации здравоохранения и ведения здорового образа жизни? Первого июля мы будем участвовать в референдуме о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации. И что немаловажно, туда внесены как раз-таки поправки о необходимости усилить внимание на государственном уровне на профилактику заболеваний, ведение здорового образа жизни, модернизацию здравоохранения, его доступность, особенно первичного звена и специализированной медицинской помощи. Поэтому, я думаю, после принятия поправок в Конституцию, наша жизнь изменится к лучшему.