Реклама партнёра

В год 75-летия Победы «Тосненский вестник» продолжает читать книгу главного знатока самолетов Ильи Прокофьева «Имена из солдатских медальонов». Точнее, девятый, специальный, том этой книги. В нем собраны очерки об авиаторах Великой Отечественной войны, чьи подбитые самолеты найдены на территории Ленинградской области.


Материалы публикуются совместно с общественной молодежной организацией «Объединение «Отечество» Республики Татарстан и поисковым отрядом «Ягуар» деревни Нурма.

Сегодня рассказ об Александре Васильевиче Анненкове.

Заместитель командира авиаэскадрильи 159‑го истребительного авиационного полка 39‑й истребительной авиационной дивизии ВВС Ленинградского фронта, капитан, 1906 года рождения. Уроженец города Орла. Кадровый офицер. В РККА с февраля 1926 года.

26 августа 1941 года на самолете МиГ‑3 не вернулся с боевого задания из района Любани Тосненского района. Был сбит в воздушном бою, выпрыгнул с парашютом. Был доставлен в госпиталь.

Не вернулся с боевого задания

Место падения самолета МиГ‑3 в районе деревни Трубников Бор местные жители обнаружили в 2008 году. О своей находке представителю поискового отряда «Авангард» (Волосовский район) Михаилу Соловьеву они рассказали только в 2013 году.

Рядом с воронкой на болоте они нашли технический лючок от самолета, на котором был выбит номер – 2977.

Так как место находки находилось на значительном расстоянии от места базирования отряда Михаила, сообщение о находке самолета он переправил поисковикам, которые ежегодно работают в этом районе – участникам Межрегиональной поисковой экспедиции «Любань».

Поисковики включили в план проведения экспедиции на 2014 год работы на месте падения самолета и попросили Михаила связаться с теми, кто нашел самолет, чтобы уточнить место нахождения обломков (ведь с момента находки в 2008 году прошло уже несколько лет).

В декабре 2013 года Михаилу Соловьеву удалось с друзьями съездить в этот район и побывать на месте падения самолета. Болото, на котором находились обломки, еще не замерзло. Из-под снега и мха ребята извлекли несколько небольших фрагментов, которые характерно определяли тип самолета – МиГ‑3.

В это же время специалисты Всероссийского информационно-поискового центра «Отечество» (город Казань) проводили исследовательские работы с документами Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации.

Удалось установить, что на самолете МиГ‑3 с номером 2977 не вернулся с боевого задания 26 августа 1941 года заместитель командира АЭ 159‑го истребительного авиаполка капитан Александр Васильевич Анненков.

С 23 по 30 апреля 2014 года силами поисковых отрядов «Разведка» (Казань, руководитель – А. Коноплев), «Вологодский поисковый отряд» (Вологда, руководитель – И. Дьяков) и «Высота» (Санкт-Петербург, руководитель – В. Дудин) проводились работы по подъему обломков самолета из болота.

Летчик остался жив

В первый день экспедиции обследовали с помощью металлоискателей территорию по всему периметру воронки. Находили разбросанные от взрыва при падении самолета разлетевшиеся фрагменты крыльев.

Сама воронка плотно заросла мхом и болотной травой – с первого взгляда и не скажешь, что именно здесь упал самолет.

Кроме того, лет 20 назад в этих местах проводилась вырубка хвойных пород деревьев и вся территория рядом с воронкой была искромсана глубокими колеями от тяжелой лесовозной техники.

С помощью щупов поисковики определили на глубине более двух метров нахождение больших фрагментов металла – обломков самолета.

Пока одни устанавливали опалубку и треногу, другие очищали поверхность воронки от мха и травы. Как только основная часть моховой подушки была снята, и появились вода и болотная жижа, в ход пошла мотопомпа.

В течение недели поисковики извлекали из воронки обломки самолета. Работа была очень тяжелая, так как приток воды в заболоченном лесу был постоянным. На это влияло еще и то, что в некоторых местах на болоте лежал снег.

В результате из воронки (с глубины более 5 метров) поисковики извлекли на поверхность почти все фрагменты самолета: стойки шасси, части мотора, разбитый центроплан самолета.

Останков летчика обнаружено не было. Не нашли и признаков того, что на самолете погиб пилот.

Вернувшись из экспедиции, снова приступили к изучению архивных документов и выяснили главное: в том бою летчик самолета Александр Анненков остался жив.

Среди архивных документов удалось найти интересное свидетельство, где Александр Васильевич Анненков собственноручно описывал воздушный бой, в результате которого был сбит его самолет и последующие за ним дни:

— 26 августа 1941 года во время выполнения боевого задания в воздушном бою был подбит (загорелся самолет) и выбросился с парашютом на своей территории. Был доставлен в эвакогоспиталь на станцию Мга. После был эвакуирован на самолете в город Тихвин. По пути был сбит вторично на санитарном самолете. После был доставлен в эвакогоспиталь города Волховстрой. В дальнейшем находился на излечении в госпиталях и в последнее время находился в эвакогоспитале города Бийска. Медкомиссиями признан ограничено годен 2 степени.

После излечения в октябре 1942 года отделом кадров ВВС Сибирского военного округа Анненков направлен в Новосибирскую военную школу летчиков АДД на должность преподавателя тактики ВВС и общей подготовки. В июле 1944 года назначен начальником учебного отдела 33‑го авиационного полка.

Стало ясно: сбитый в воздушном бою капитан Анненков спасся, выпрыгнув с парашютом из горящего самолета. Кроме того, из записи в наградном листе (в августе 1944 года) стало известно, что в этом воздушном бою, перед тем как сбили его, он смог сбить немецкий самолет Ме‑110.

Благодаря изучению документов, хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны, удалось полностью проследить весь жизненный путь Александра Васильевича Анненкова.

С правом ношения военной формы

Родился Александр Васильевич 24 августа 1906 года в городе Орле. В 1921 году окончил семь классов средней школы. До призыва в армию работал каменщиком. 26 февраля 1926 года мобилизован Георгиевским РВК Ставропольского края и был зачислен красноармейцем в состав 11‑го конного артиллерийского дивизиона Северо-Кавказского военного округа.

После этого вся жизнь Александра Анненкова так или иначе была связана с армией. Он учился в полковой школе, был курсантом Киевской артиллерийской школы.

По окончанию учебы (сентябрь 1931 года) назначен на должность командира взвода 19‑го артиллерийского полка 19‑й стрелковой дивизии Московского военного округа.

Все это время Анненков характеризуется как волевой командир, постоянно занимающийся повышением своего образования.

В мае 1932 года был слушателем в Школе имени ВЦИК (Москва) – прославленного военно-учебное заведения Красной Армии, которое в то время дислоцировалось в Кремле. Курсантов и слушателей этой школы с тех пор продолжают называть «кремлевскими курсантами».

После был слушателем 2‑й военной школы летчиков им. Осоавиахима (знаменитое Борисоглебское авиационное училище).

Проходил службу в Киевском особом военном округе. Служил во 2‑й военной школы летчиков истребителей (Борисоглебск, МВО).

с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940 года в составе Ленинградского военного округа принимает участие в боях разгоревшегося советско-финляндского конфликта.

С октября 1940 года на должности помощника командира АЭ 159‑го истребительного авиационного полка ЛВО. В мае 1941 года становится заместителем командира авиационной эскадрильи.

Его участие в боях в начальный период Великой Отечественной войны мы уже отметили выше.

26 августа 1941 года был последний боевой вылет летчика на фронте. После этого Анненков до марта 1942 года находился в разных госпиталях, так как получил одно тяжелое и одно легкое ранение головы и ожог 2‑й степени.

После лечения и до окончания службы был на преподавательских должностях. Преподавал в Барнаульском пехотном училище Сибирского военного округа, работал в Новосибирской военной авиационной школе пилотов.

В июне 1946 года переведен на должность начальника штаба батальона курсантов в Омское военное авиационное училище летчиков. После Анненков был заместителем начальника штаба полка Омского авиаучилища.

В октябре 1950 года назначен на должность начальника отделения подготовки военнослужащих иностранных армий Омского военного авиационного училища летчиков. А в январе 1952 года назначен на должность заместителя начальника штаба 717‑го учебного авиационного полка Омского ВАУЛ.

11 июня 1954 года Анненков уволен в запас с правом ношения военной формы.

P.S. 22 декабря 1942 года награжден медалью «За оборону Ленинграда». 24 августа 1943 года приказом командующего АДД присвоено воинское звание майор. В декабре 1944 года награжден орденами Красной Звезды (от 03.11.1944 г.) и Красного Знамени (от 05.11.1944 г.). Также награжден медалью «За Победу над Германией». Награжден вторым орденом Красного Знамени (от 05.11.1946 г.).

В апреле 1949 года присвоено очередное воинское звание подполковник.

В 1985 году, в год 40‑летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, Анненков награжден орденом Отечественной войны I степени.


Чтобы узнавать новости быстрее остальных, вступайте в наши группы в социальных сетях «ВКонтакте», Facebook, Instagram, «Одноклассники».

Реклама партнёра

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.