Сенаторы предложили минтруду пересмотреть список запрещенных для российских женщин профессий. Сейчас в перечне производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, — 100 позиций. Среди них судовые техники, дробильщики и масса других специальностей.

Сейчас в перечне указаны авиаинженеры, занятые техническим обслуживанием самолетов, отметила председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко.

При этом в гражданской авиации есть 6-7 вузов и 12 колледжей, которые выпускают женщин с подобной специальностью. Сенатор предложила минтруду скорректировать перечень.

В прошлом году он уже был сокращен более чем в четыре раза: с 456 до 100 специальностей. Обновленный список вступит в силу с 1 января 2021 года. Менее чем через год россиянки смогут официально работать машинистами поездов на железной дороге и в метро.

В министерстве «РГ» напомнили, что новый перечень утвержден в июле прошлого года, но имеет отсроченный период вступления в силу, так как для того, чтобы неженские профессии стали женскими, нужно время.

До этого список не пересматривался с 2000 года. Но за почти 20 лет многое изменилось. Производства стали технологичнее, а условия труда — безопаснее. Если раньше оператор на производстве должен был крутить огромные вентили, прикладывая физическую силу, то теперь он должен только освоить компьютерную программу и вовремя нажимать на кнопки.

Но вот в забой женщин не пустят, скорее всего, никогда. «На подземных работах труд женщин по-прежнему под запретом. И снимать ограничения не планируется. Эти работы относятся к особо опасным и вредным. Женщины могут работать только в системе обслуживания шахт», — отметили в минтруде.

А вот в столичном метро еще в конце 2019 года собрали первую группу женщин для обучения профессии «машинист электропоезда». Скоро начнется их подготовка в Учебно-производственном центре. Учиться предстоит долго. Как уточнили «РГ» в пресс-службе Московского метрополитена, от начала подготовки до выхода на линию на практике проходит около года.

Женщины работали машинистами в столичной подземке в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время. Потом посчитали, что этот труд для них тяжел. Сейчас все изменилось. Предполагается, что первые поезда под управлением женщин-машинистов пойдут по Филевской линии. Ее подвижной состав состоит из новых поездов «Москва», приспособленных для работы на открытых участках.

В РЖД, где пока женщины не работают машинистами локомотивов, уже вовсю готовятся к их приходу. Как ранее сообщал глава РЖД Олег Белозеров, компания технически готова к тому, чтобы женщины начали управлять поездами. В компании подумывают и о том, чтобы разрешить женщинам управлять высокоскоростными поездами «Сапсан».

На подземных работах труд женщин по-прежнему под запретом. И снимать ограничения не планируется

Интересно, что запрет на «небо» на женщин никогда не распространялся. В России в авиакомпаниях работают уже несколько десятков женщин-пилотов, а еще несколько лет назад их можно было пересчитать на пальцах одной руки. Но вот в некоторых сферах авиации женщинам работать по-прежнему нельзя.

В беседе с «РГ» Инна Святенко пояснила, что сегодня, например, Московский авиационный институт готовит женщин — авиационных инженеров. Но работать они могут только, к примеру, в конструкторском бюро. А вот на аэродром им путь заказан. «Девчонки, когда выбирают эту профессию, мечтают о живой работе — рядом с самолетами. А им потом на старте обрезают крылья. Я сама по профессии авиационный инженер и знаю проблему, как говорится, изнутри. Что такое авиационный инженер? Это специалист, который может быстро найти причины неисправности самолета. Но почему-то считается, что на аэродромах это могут делать только мужчины. Я могу понять, что механики по обслуживанию летных судов — мужчины, там требуется тяжелый физический труд. Но инженеры же не гайки крутят, а со схемами работают. Минобороны даже разрешило брать женщин в пилоты грузовых тяжелых военных самолетов. Данный перекос необходимо срочно устранить», — рассказала Инна Святенко.

По ее словам, министр труда и социальной защиты Антон Котяков пообещал заняться проблемой и актуализировать перечень неженских профессий.

Комментарии

Роберт Уразов, генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» :

— Грани между «мужскими» и «женскими» профессиями начали стираться. Женщины стали успешно осваивать такие компетенции, как сварщик или облицовщик плиткой, а мужчины показывают класс, работая кондитером или обучая детей в младших классах. Международное движение WorldSkills International поддерживает позицию, что мастерство не зависит от гендера. Эту идею разделяют 50 из 80 членов организации. В последнее время девушки стали участвовать и побеждать в чемпионатах WorldSkills, в том числе по профессиям, которые раньше были им неинтересны — связанным со строительством, промышленным производством, обслуживанием транспорта, требующим серьезной физической подготовки. Некоторые из них доходили до национального чемпионата. Значит, они прошли отбор на уровне колледжа, региона и округа, обойдя всех конкурентов.

Дебора Гринфилд, заместитель гендиректора Международной организации труда (МОТ) по вопросам политики:

— Нельзя запрещать женщинам работать, например, в строительстве. Просто нужно обеспечить там безопасные условия труда как для мужчин, так и для женщин. МОТ настаивает на том, что мужчины и женщины должны иметь равный доступ к любым видам работы. Опасные работы требуют соответствующих мер безопасности. Мы не согласны с принципом, что некоторые виды труда слишком опасны для женщин. Мужчины и женщины должны иметь возможность работать на любых работах. И любые работы должны быть одинаково безопасными для тех и других. Не должно быть ограничений, например, на работу в ночное время. Мы считаем, что запрещать женщинам работать по ночам, поскольку это небезопасно для здоровья, — стереотип, который усугубляет дискриминацию.

Александр Сафонов, профессор Финансового университета при правительстве РФ:

— В том, что женщины осваивают мужские профессии и получают доступ к ним, нет ничего необычного. Происхождение чисто «мужских» и «женских» профессий связано в том числе с физическими способностями. А по мере развития технического прогресса эти особенности перестают быть барьером для освоения профессии. Например, пилот гражданского самолета еще не так давно должен был обладать физической силой — тянуть штурвал, жать педали. Сейчас многие функции управления переведены в манипуляцию джойстиками.

Также есть особенности, связанные с культурой. Раньше женщины в большей степени были вовлечены в домашний быт, и профессии нередко выбирали, связанные с ним. Но сейчас многие домашние обязанности становятся услугами, которые можно получить, — белье можно постирать и погладить в прачечной, а горячий ужин заказать в кафе. Соответственно и выбор профессии мужчинами и женщинами становится более разнообразным.

Подготовила Марина Гусенко

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.