От «Аттилы» до 1945 года

Театральная афиша столицы Башкирии в новом году содержит немало ярких зрелищ. Причем увидеть их сможет не только уфимская, но и московская публика.

Опера «Аттила», ставшая режиссерским дебютом обладателя премий «Грэмми» Ильдара Абдразакова на сцене Башкирского государственного театра оперы, будет показана 13 марта на Исторической сцене Большого театра России.

А откроется театральный сезон в республике XVII Международным фестивалем оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе», в рамках которого пройдет III Международный конкурс вокалистов имени Федора Шаляпина.

Май станет месяцем сразу двух премьер: оперетты Жака Оффенбаха «Герцогиня Герольштейнская» в режиссерской версии Филиппа Разенкова и одноактных балетов в постановке Ивана Васильева, Андрея Меркурьева и Рината Абушахманова. Завершить 2020 год театр планирует еще двумя премьерными постановками — оперой «Евгений Онегин» Петра Чайковского и симфо-опера-балетом «Симфония длиною в жизнь» на музыку Сергея Рахманинова.

Запланирован и довольно необычный проект — «Лаборатория башкирской оперы», приуроченный к году башкирского языка в республике, который театр проведет совместно с министерством образования.

Среди спектаклей к 75-летию Великой Победы можно выделить постановку «Живи», которая готовится в Башкирском государственном театре кукол. Как рассказала руководитель литературно-драматической части театра Диана Гараева, в репертуаре необходим спектакль, который бы в доступной, художественной форме рассказывал современным детям о событиях, произошедших с их ровесниками в 1941-1945 годах.

«Спектакль «Живи» по пьесе Романа Сванидзе — это несколько новелл, рассказанных от лица детей, у которых война отобрала детство. Это послание из прошлого нам, живущим благодаря тем, кого уже нет, — сообщила Диана Гараева подробности. — Спектакль рассчитан на детей младшего школьного возраста. Куклы и декорации будут добрыми, красивыми — это мечты детей о том, как они заживут, когда война закончится. И лишь суровая документальная хроника военных лет на проекционном экране отразит ту страшную реальность, в которой жили эти дети, и от которой они изо всех сил хотели отгородиться».

В ожидании мужчины

В Санкт-Петербурге в Большом драматическом театре (БДТ) имени Г.А. Товстоногова «Российской газете» сообщили, что в марте ожидается премьера «Ночного писателя» Яна Фабра на Второй сцене (Каменноостровский театр).

В нем заняты артисты Андрей Феськов и Александр Молочников.

В марте — премьера спектакля «Я была в доме и ждала, чтоб дождь пришел». Пьесу Жан-Люка Лагарса (Франция) ставит режиссер Антон Морозов. История ожидания и бездействия, в котором живут пять женщин. Все их мысли подчинены ожиданию возвращения в дом мужчины, которое, как они надеются, изменит жизнь. Постановка открывает проект «Курсовая», в рамках которого на сцене БДТ будут представлены одноактные спектакли студентов режиссерского курса худрука театра Андрея Могучего.

Далее — премьеры на Основной сцене БДТ. В апреле — «Джульетта» эстонского режиссера Тиита Ойяссо по пьесе «Ромео и Джульетта» Шекспира. В июне — «Преступление и наказание» японского режиссера Мотои Миура. В основе — роман Достоевского.

«Перемирие» и «Скрипач на крыше»

В Театре Комедии имени Н.П. Акимова 31 января состоится премьера «Безумный день, или Женитьба Фигаро» о приключениях знаменитого весельчака, храбреца, неунывающего ловкача.

На петербургской сцене спектакль выпустит московский режиссер Павел Сафонов. У каждой эпохи — свой идеальный Фигаро. Какой же он сейчас? Об этом авторы спектакля размышляют вместе с исполнителем главной роли Евгением Стычкиным.

В Театре имени Ленсовета Роман Кочержевский возьмется за «Утиную охоту» классика отечественной драматургии Александра Вампилова. Премьера — 21 марта. Молодой актер и режиссер, отмеченные специальным призом «Золотой софит».

А в Театре «На Литейном» репетируют две пьесы: «Перемирие» Алексея Куралеха, режиссером выступит Юлия Ауг (Москва). История о том, как на нейтральной территории встретились двое военных со стороны Украины и двое со стороны ДНР… Премьера планируется 7 февраля.

В марте — премьера спектакля «Мандат» в постановке Дениса Азарова. Это первая большая пьеса советского драматурга Николая Эрдмана (1924 год), которая выросла из опыта работы в театре Сатиры и вобрала в себя многие мотивы, характерные для тогдашней сатирической драматургии.

Легендарный бродвейский мюзикл «Скрипач на крыше» ставит (театр приобрел на него права) в Театре-фестивале «Балтийский дом» Лев Рахлин. Он был главным режиссером Мюзик-Холла с 1996 по 2009 год). В главных ролях Игорь Скляр, Дарья Юргенс. Зрителей ждут золотые хиты, живой звук, эффектная хореография, трогательный сюжет и острый юмор. Премьера 29 января.

Танцуем Мольера и возвращение Морфова

Петербургский Театр балета Бориса Эйфмана в феврале сосредоточится на репетициях нового спектакля о великом французском комедиографе Мольере.

Это пластическое и драматургическое переосмысление постановки 2001 года «Дон Жуан, или Страсти по Мольеру». Мировая премьера балета пройдет в Петербурге в конце июля. Рабочее название нового спектакля — «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана». По словам Бориса Эйфмана, предстоящая премьера объединит драму и балет и покажет удивительный мир театрального искусства.

И спустя десятилетие на петербургскую сцену возвращается Александр Морфов, многократный лауреат и номинант премий «Золотая маска» и «Золотой софит». Болгарский режиссер — автор спектаклей, ставших когда-то знаковыми событиями театральной жизни Петербурга и Москвы. Свою версию шекспировской «Ромео и Джульетты» в соавторстве с известным художником Семеном Пастухом он представит на Большой сцене ТЮЗа им. А.А. Брянцева. Премьера 7 февраля.

Мачеха с хорошим нравом

В новогодние праздники состоялась премьера в пермском театре «У Моста» — веселая и зажигательная.

В репертуаре прибавился еще один спектакль с национальным акцентом — постановка по мотивам рассказа Давида Клдиашвили «Мачеха Саманишвили».

«Рождественские встречи» — особые дни, когда открываются и сцена, и закулисье. Причем, самые тайные его уголки. Зрители могут не только смотреть спектакли, но и участвовать в музыкальных шоу с танцами, викторинами, подарками, сфотографироваться с любимыми актерами.

Впрочем, главным, конечно, остается спектакль. Художественный руководитель и главный режиссер театра Сергей Федотов сделал веселый, добрый и оптимистический спектакль, который оказался очень созвучен праздничному новогоднему настроению. Зажигательные грузинские танцы, веселые шутки, которые можно разобрать на цитаты, позитивное окончание истории — все это вместе, безусловно, сделает постановку одной из самых любимых зрителем.

Бедный дворянин-вдовец Бекина Саманишвили решает вновь жениться. Его единственный сын, отец четверых детей, сам берется за поиски будущей мачехи. Он хочет найти для отца такую жену, у которой уже никогда не будет детей — ему не нужны братья, с которыми придется делить и без того скудное наследство. В конце концов он приводит отцу немолодую вдову. Но надежды не оправдались — через два года у него рождается брат…

Впрочем, сюжет рассказа Давида Клдиашвили, который лег в основу спектакля, написан более 120 лет назад и заканчивается совсем не так оптимистично. Но по словам Сергея Федотова, он намерено пошел по иному пути.

«Да, на сцене те же персонажи, как и в рассказе, повторяются имена, та же завязка сюжета, но наш спектакль — совсем другой жанр, — говорит он. — Мы сделали спектакль в комедийно-музыкальном ключе».

И это труппе прекрасно удалось. Там пляшут и поют не только молодые мужчины селения, но и престарелые вдовы с клюками в руках и в черных одеждах. Кстати, то еще зрелище! Вообще спектакль, с точки зрения зрелищности, продуман до мелочей. И звук, и цвет, и декорации.

«Снежная королева» — инклюзивно

В городе Каргополе Архангельской области ставят инклюзивный спектакль-невидимку «Снежная королева», который позволит обычным зрителям оказаться в мире незрячих людей.

Над постановкой работает общественная организация родителей детей с ограниченными возможностями «Родничок надежды». Как пояснил «РГ» педагог Илья Горшков, в спектакле будут задействованы только звуки и различные спецэффекты, рассчитанные на все органы чувств, кроме зрения.

«Наш спектакль позволит стереть границы между мирами зрячих и незрячих людей, — рассказал Илья Горшков. — Дети и взрослые с ограниченными возможностями будут играть в нем наравне с другими. На спектакль смогут прийти как инвалиды по зрению, так и обычные зрители, которым мы предложим закрыть глаза. Голоса актеров, звуки музыкальных инструментов, запахи, касания — все это поможет понять, как живут незрячие люди. Действие будет происходить не на сцене, а вокруг зрителей, которых станут «обдувать ветром, обсыпать снегом и даже угощать».

При этом авторы подчеркивают, что инклюзивность — важная, но не единственная цель. Прежде всего они стремятся создать интересное представление, которое будит фантазию. Подобных «спектаклей в темноте» в Архангельской области еще не было.

Средства на постановку уникальной «Снежной королевы» — более 90 тысяч рублей — собрали участники благотворительного вечера в Архангельске. Авторы идеи представили им свой проект и даже показали фрагмент будущей постановки: в зале погас свет, повеяло холодом, послышались голоса Кая и Герды, завывание вьюги, звон бубенцов на санях Снежной Королевы и другие звуки.

На собранную сумму создатели спектакля приобретут генератор снега и музыкальные инструменты — бубен, варган, барабаны, металлофон и блокфлейту.

Средства также пойдут на организацию маленьких гастролей. Невидимую «Снежную королеву» покажут не только в Каргополе, но и в Плесецке, Няндоме и Мирном.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.