От «Аттилы» до 1945 года

Театральная афиша столицы Башкирии в новом году содержит немало ярких зрелищ. Причем увидеть их сможет не только уфимская, но и московская публика.

Опера «Аттила», ставшая режиссерским дебютом обладателя премий «Грэмми» Ильдара Абдразакова на сцене Башкирского государственного театра оперы, будет показана 13 марта на Исторической сцене Большого театра России.

А откроется театральный сезон в республике XVII Международным фестивалем оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе», в рамках которого пройдет III Международный конкурс вокалистов имени Федора Шаляпина.

Май станет месяцем сразу двух премьер: оперетты Жака Оффенбаха «Герцогиня Герольштейнская» в режиссерской версии Филиппа Разенкова и одноактных балетов в постановке Ивана Васильева, Андрея Меркурьева и Рината Абушахманова. Завершить 2020 год театр планирует еще двумя премьерными постановками — оперой «Евгений Онегин» Петра Чайковского и симфо-опера-балетом «Симфония длиною в жизнь» на музыку Сергея Рахманинова.

Запланирован и довольно необычный проект — «Лаборатория башкирской оперы», приуроченный к году башкирского языка в республике, который театр проведет совместно с министерством образования.

Среди спектаклей к 75-летию Великой Победы можно выделить постановку «Живи», которая готовится в Башкирском государственном театре кукол. Как рассказала руководитель литературно-драматической части театра Диана Гараева, в репертуаре необходим спектакль, который бы в доступной, художественной форме рассказывал современным детям о событиях, произошедших с их ровесниками в 1941-1945 годах.

«Спектакль «Живи» по пьесе Романа Сванидзе — это несколько новелл, рассказанных от лица детей, у которых война отобрала детство. Это послание из прошлого нам, живущим благодаря тем, кого уже нет, — сообщила Диана Гараева подробности. — Спектакль рассчитан на детей младшего школьного возраста. Куклы и декорации будут добрыми, красивыми — это мечты детей о том, как они заживут, когда война закончится. И лишь суровая документальная хроника военных лет на проекционном экране отразит ту страшную реальность, в которой жили эти дети, и от которой они изо всех сил хотели отгородиться».

В ожидании мужчины

В Санкт-Петербурге в Большом драматическом театре (БДТ) имени Г.А. Товстоногова «Российской газете» сообщили, что в марте ожидается премьера «Ночного писателя» Яна Фабра на Второй сцене (Каменноостровский театр).

В нем заняты артисты Андрей Феськов и Александр Молочников.

В марте — премьера спектакля «Я была в доме и ждала, чтоб дождь пришел». Пьесу Жан-Люка Лагарса (Франция) ставит режиссер Антон Морозов. История ожидания и бездействия, в котором живут пять женщин. Все их мысли подчинены ожиданию возвращения в дом мужчины, которое, как они надеются, изменит жизнь. Постановка открывает проект «Курсовая», в рамках которого на сцене БДТ будут представлены одноактные спектакли студентов режиссерского курса худрука театра Андрея Могучего.

Далее — премьеры на Основной сцене БДТ. В апреле — «Джульетта» эстонского режиссера Тиита Ойяссо по пьесе «Ромео и Джульетта» Шекспира. В июне — «Преступление и наказание» японского режиссера Мотои Миура. В основе — роман Достоевского.

«Перемирие» и «Скрипач на крыше»

В Театре Комедии имени Н.П. Акимова 31 января состоится премьера «Безумный день, или Женитьба Фигаро» о приключениях знаменитого весельчака, храбреца, неунывающего ловкача.

На петербургской сцене спектакль выпустит московский режиссер Павел Сафонов. У каждой эпохи — свой идеальный Фигаро. Какой же он сейчас? Об этом авторы спектакля размышляют вместе с исполнителем главной роли Евгением Стычкиным.

В Театре имени Ленсовета Роман Кочержевский возьмется за «Утиную охоту» классика отечественной драматургии Александра Вампилова. Премьера — 21 марта. Молодой актер и режиссер, отмеченные специальным призом «Золотой софит».

А в Театре «На Литейном» репетируют две пьесы: «Перемирие» Алексея Куралеха, режиссером выступит Юлия Ауг (Москва). История о том, как на нейтральной территории встретились двое военных со стороны Украины и двое со стороны ДНР… Премьера планируется 7 февраля.

В марте — премьера спектакля «Мандат» в постановке Дениса Азарова. Это первая большая пьеса советского драматурга Николая Эрдмана (1924 год), которая выросла из опыта работы в театре Сатиры и вобрала в себя многие мотивы, характерные для тогдашней сатирической драматургии.

Легендарный бродвейский мюзикл «Скрипач на крыше» ставит (театр приобрел на него права) в Театре-фестивале «Балтийский дом» Лев Рахлин. Он был главным режиссером Мюзик-Холла с 1996 по 2009 год). В главных ролях Игорь Скляр, Дарья Юргенс. Зрителей ждут золотые хиты, живой звук, эффектная хореография, трогательный сюжет и острый юмор. Премьера 29 января.

Танцуем Мольера и возвращение Морфова

Петербургский Театр балета Бориса Эйфмана в феврале сосредоточится на репетициях нового спектакля о великом французском комедиографе Мольере.

Это пластическое и драматургическое переосмысление постановки 2001 года «Дон Жуан, или Страсти по Мольеру». Мировая премьера балета пройдет в Петербурге в конце июля. Рабочее название нового спектакля — «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана». По словам Бориса Эйфмана, предстоящая премьера объединит драму и балет и покажет удивительный мир театрального искусства.

И спустя десятилетие на петербургскую сцену возвращается Александр Морфов, многократный лауреат и номинант премий «Золотая маска» и «Золотой софит». Болгарский режиссер — автор спектаклей, ставших когда-то знаковыми событиями театральной жизни Петербурга и Москвы. Свою версию шекспировской «Ромео и Джульетты» в соавторстве с известным художником Семеном Пастухом он представит на Большой сцене ТЮЗа им. А.А. Брянцева. Премьера 7 февраля.

Мачеха с хорошим нравом

В новогодние праздники состоялась премьера в пермском театре «У Моста» — веселая и зажигательная.

В репертуаре прибавился еще один спектакль с национальным акцентом — постановка по мотивам рассказа Давида Клдиашвили «Мачеха Саманишвили».

«Рождественские встречи» — особые дни, когда открываются и сцена, и закулисье. Причем, самые тайные его уголки. Зрители могут не только смотреть спектакли, но и участвовать в музыкальных шоу с танцами, викторинами, подарками, сфотографироваться с любимыми актерами.

Впрочем, главным, конечно, остается спектакль. Художественный руководитель и главный режиссер театра Сергей Федотов сделал веселый, добрый и оптимистический спектакль, который оказался очень созвучен праздничному новогоднему настроению. Зажигательные грузинские танцы, веселые шутки, которые можно разобрать на цитаты, позитивное окончание истории — все это вместе, безусловно, сделает постановку одной из самых любимых зрителем.

Бедный дворянин-вдовец Бекина Саманишвили решает вновь жениться. Его единственный сын, отец четверых детей, сам берется за поиски будущей мачехи. Он хочет найти для отца такую жену, у которой уже никогда не будет детей — ему не нужны братья, с которыми придется делить и без того скудное наследство. В конце концов он приводит отцу немолодую вдову. Но надежды не оправдались — через два года у него рождается брат…

Впрочем, сюжет рассказа Давида Клдиашвили, который лег в основу спектакля, написан более 120 лет назад и заканчивается совсем не так оптимистично. Но по словам Сергея Федотова, он намерено пошел по иному пути.

«Да, на сцене те же персонажи, как и в рассказе, повторяются имена, та же завязка сюжета, но наш спектакль — совсем другой жанр, — говорит он. — Мы сделали спектакль в комедийно-музыкальном ключе».

И это труппе прекрасно удалось. Там пляшут и поют не только молодые мужчины селения, но и престарелые вдовы с клюками в руках и в черных одеждах. Кстати, то еще зрелище! Вообще спектакль, с точки зрения зрелищности, продуман до мелочей. И звук, и цвет, и декорации.

«Снежная королева» — инклюзивно

В городе Каргополе Архангельской области ставят инклюзивный спектакль-невидимку «Снежная королева», который позволит обычным зрителям оказаться в мире незрячих людей.

Над постановкой работает общественная организация родителей детей с ограниченными возможностями «Родничок надежды». Как пояснил «РГ» педагог Илья Горшков, в спектакле будут задействованы только звуки и различные спецэффекты, рассчитанные на все органы чувств, кроме зрения.

«Наш спектакль позволит стереть границы между мирами зрячих и незрячих людей, — рассказал Илья Горшков. — Дети и взрослые с ограниченными возможностями будут играть в нем наравне с другими. На спектакль смогут прийти как инвалиды по зрению, так и обычные зрители, которым мы предложим закрыть глаза. Голоса актеров, звуки музыкальных инструментов, запахи, касания — все это поможет понять, как живут незрячие люди. Действие будет происходить не на сцене, а вокруг зрителей, которых станут «обдувать ветром, обсыпать снегом и даже угощать».

При этом авторы подчеркивают, что инклюзивность — важная, но не единственная цель. Прежде всего они стремятся создать интересное представление, которое будит фантазию. Подобных «спектаклей в темноте» в Архангельской области еще не было.

Средства на постановку уникальной «Снежной королевы» — более 90 тысяч рублей — собрали участники благотворительного вечера в Архангельске. Авторы идеи представили им свой проект и даже показали фрагмент будущей постановки: в зале погас свет, повеяло холодом, послышались голоса Кая и Герды, завывание вьюги, звон бубенцов на санях Снежной Королевы и другие звуки.

На собранную сумму создатели спектакля приобретут генератор снега и музыкальные инструменты — бубен, варган, барабаны, металлофон и блокфлейту.

Средства также пойдут на организацию маленьких гастролей. Невидимую «Снежную королеву» покажут не только в Каргополе, но и в Плесецке, Няндоме и Мирном.

Предыдущая статьяПатриарх Кирилл возглавил встречу Рождества в храме Христа Спасителя
Следующая статьяС Рождеством Христовым!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.